Почему в войну чулки были самой дефицитной вещью

Реклама

культура

К 1940 году, когда грянула Вторая мировая война, нейлоновые чулки стали обязательным элементом женского образа. Их наличие было продиктовано не столько модой, сколько представлениями о приличиях. Аналогичные социально-гардеробные предрассудки есть в нашей жизни до сих пор: некоторые современные виды дресс-кода исключают возможность демонстрации голых ног. Например, представительницы королевских семей даже сегодня не имеют права появляться на публике без колготок. Все мы помним, какой скандал спровоцировала Меган Маркл, показав голые ноги в день помолвки с принцем Гарри.

В конце 1930-х женщина, дорожащая своей репутацией, не решилась бы повторить подвиг герцогини Сассекской. Однако жизнь внесла свои коррективы…

Все для фронта, все для победы

Когда началась война, нейлон, из которого изготавливались женские чулки, мгновенно приобрел статус материала стратегического значения, ведь он был просто незаменим на милитари-производствах. Взять хотя бы парашюты: шились они именно из нейлона. Несложно догадаться, что во времена военного дефицита одними из первых с прилавков исчезли именно чулки. Но на этом модные лишения не закончились. Военная пропаганда обязала женщин избавиться и от тех чулочных сокровищ, которые остались в закромах.

Женщин призвали сдать чулки «на нужды фронта». С этой целью организовывались специальные пункты приема, откуда груды дамского нейлона отправлялись на переработку.

В СССР женщинам не так сложно было отказать себе в чулках, ведь в нашу страну все приходило с опозданием, и советские дамы на момент начала войны к нейлону пристраститься попросту не успели. Бум на изящные чулочно-носочные изделия произошел, когда война была окончена и умами модниц завладели трофейные артефакты. Кстати, во всем мире к 1950-м увлечение чулками прошло, ведь им на смену пришли капроновые колготки.

Нет чулок? Нарисуем!

Ноги сначала пудрили.
Ноги сначала пудрили…

Потом рисовалась стрелка.
Потом рисовалась стрелка

Война продиктовала новые модные условия, но от предрассудков не избавила. Ходить с голыми ногами было по-прежнему неприлично. Женщины нашли очень простой выход: они стали рисовать чулки! Сейчас это кажется смешным, но таковы были модные реалии военного времени. Кстати, они заметно повлияли еще и на бьюти-реалии. Чтобы ноги выглядели так, будто облачены в нейлоновые чулки, они должны были поблескивать. Глянцевый эффект обеспечивала специальная пудра, а для достижения идеальной гладкости дамам пришлось регулярно пользоваться бритвой. Возможно, это тоже вас удивит: на тот момент данный бьюти-ритуал не входил в число обязательных.

В салонах красоты появилась новая услуга — «жидкие чулки». Если женщина не могла справиться с ритуалом сама, ей в этом помогали профессионалы.

Женская страсть к чулкам, подогреваемая общественными предрассудками, была на руку представителям бьюти-индустрии. Салоны красоты быстро сориентировались и начали предлагать новую услугу. Она называлась «жидкие чулки». Дама удобно располагалась в кресле, а ее ноги красили, пудрили и разрисовывали. Художественная часть была обязательной, ведь чулки того времени имели важный опознавательный элемент — стрелку. Ее и приходилось тщательно прорисовывать. Если не хватало денег на салонную услугу, можно было справиться самостоятельно, тем более что и здесь нашлись изобретатели, стремящиеся заработать на женских слабостях.

Дамам предложили специальное приспособление, которое помогало рисовать ровную стрелку, расположенную точно по центру.

В СССР ноги не пудрили и не красили в салонах. Индустрия наша не была так изощрена, да и тяготы военного времени на советских людей легли более основательно. Однако известны случаи, когда наиболее продвинутые модницы все-таки пытались имитировать модные западные образцы: они красили ноги чайной заваркой.

Предмет страсти

Отказывать себе в чулках женщины не хотели еще и потому, что данный предмет бельевого гардероба в годы войны стал настоящим символом сексуальности. Связано это с появлением стилистики пин-ап. Картинки, изображающие красивых и откровенных женщин, именно тогда начали активно популяризироваться в США. Разумеется, это было не случайно.

Картинки с идеальными и сексуальными красотками тоже производились «на нужды фронта». Они должны были вдохновлять солдат.

Картинки в жанре пин-ап производились преимущественно в формате открыток, их можно было отправлять по почте, хранить в тумбочках или даже в нагрудном кармане. Дамы, изображенные на них, стали «идеальными спутницами солдат». По задумке пропаганды они должны были вдохновлять воинов и давать им стимул вернуться с фронта. Живые женщины до героинь открыток явно не дотягивали, но очень стремились. Так как пин-ап-красотки почти всегда представали перед своими мужественными спутниками в дефицитных чулках, дамам реальным ничего не оставалось, кроме как хранить верность нейлоновым стереотипам.

Ожидание и реальность

Реальные чулки 1940-х
Реальные чулки 1940-х

Чулки Dolce & Gabbana
Чулки Dolce & Gabbana

Глядя на образы дам в стиле пин-ап, можно легко нарисовать в голове картинку, изображающую идеальные чулки того времени… Есть только один небольшой нюанс: она будет очень далека от реальности.

Конечно, модницам 1940-х нейлоновые модели, пришедшие на смену грубым шерстяным, казались квинтэссенцией изящества и сексуальности. Наши же представления о модной сексуальности и удобстве ушли далеко вперед. Чулки, бывшие тогда предметом вожделения (и женщин, и мужчин), современная женщина не проносила бы и часа. Они не отличались эластичностью, были очень плотными и постоянно перекручивались, требуя неустанного контроля за ровностью стрелки. В каком-то смысле «жидкие чулки», которыми дамы в военные годы заменяли реальные, были даже удобнее: по крайней мере, их не нужно было подтягивать и постоянно штопать.

Let’s block ads! (Why?)

Источник