Об исследовании
Я занимаюсь наукой, потому что мне, как исследователю, хочется прикоснуться к тайне открытия, поделиться им с людьми, или, как ученому, стать свидетелем важного открытия в моей области. Моя специализация — история и теория искусства Древнего мира и Востока. Если совсем конкретно — мой диплом был связан с портретом Древнего Рима, а диссертация — я еще ее пишу — касается вопроса взаимодействия скульптурного портрета с историческим архитектурным пространством. Для древних имело огромное значение, где и как будет стоять статуя — в крупном городе или в периферийном, в общественном здании — базилике, театре, терме и т.п., в интерьере или под открытым небом.
О раскрашенных богах и людях
В музеях, которые призваны познакомить нас с историей искусства, сформировать наш вкус и визуализировать историю, еще в 18-19 веках сложилась определенная концепция демонстрации древностей. Глядя на выставленные там ряды белоснежных статуй, современный зритель может заскучать и сделать неверные выводы о бесцветности и излишней строгости греко-римского искусства. Но все было не так. Скульптуры греков и римлян имели прежде яркую раскраску! Например находки, сделанные в Афинах в 19 веке, известные, как «персидский мусор», и множество других археологических изысканий показали, что античность вовсе не была стерильно белой. В начале 21 века немецкие антиковеды — специалисты по античности — сделали замечательный выставочный проект Bunte Goetter (рус. «Пестрые боги» или «Раскрашенные боги»). Здесь демонстрировались оригиналы античных произведений со следами раскраски вместе с их цветными реконструкциями. Можно было увидеть восстановленные природные яркие краски средиземноморских мастеров и древние орнаменты. За десять лет этот выставочный проект объехал почти весь земной шар. Интересно, что множество зрителей оказались не готовы к такой «правде» об античном искусстве. Часто публика испытывала и недоумение, и недоверие, и даже почти культурный шок. Некоторые думали, а не эксперимент ли это из области современного искусства. Мы с коллегами видели выставку Bunte Goetter в Средиземноморском музее в Стокгольме в 2010 году.
О произведениях искусства- «полуфабрикатах» в Древнем Риме
Многие из нас представляют себе такую картину: римский мастер сделал портретную статую — уникальную и неповторимую. Однако в Древнем Риме было обычной практикой изготавливать отдельно тела статуй и портретные головы. Существовало несколько стандартных статуарных типов: в тоге (национальной одежде римских граждан), в военном облачении, обнаженные фигуры. На месте шеи делали отверстие — для портретной головы. Римская история знала случаи, когда по политическим причинам голову на почетной статуе гражданина, а то и самого императора, меняли… Так случалось не только с каменными изваяниям. Известный пример — колоссальная бронзовая статуя Нерона. Этот император любил размах в строительстве и прославлении своей персоны. Его огромная портретная статуя украшала вестибюль гигантского дворца, называвшегося «Золотой дом». По масштабам золоченый колосс Нерона почти соизмерим со Статуей Свободы. Когда Нерона свергли, римляне решили, что незачем уничтожать большую хорошую статую, достаточно было заменить голову императора на изображение бога Солнца. Эта скульптура простояла в центре Рима, близ Колизея, вплоть до его падения.
О команде (коллегах)
В археологических экспедициях работают не только археологи. Для того, чтобы создать полную научно-исследовательскую картину того, что происходило много лет назад, собирается большая команда. В ней есть реставраторы, архитекторы, историки искусств, филологи, палеозоологи… И каждый из них занимается своим узким вопросом.
О пользе знания прошлого
Часто в представлении обывателя археологи и участники археологических экспедиций — это кто-то вроде Индианы Джонса — борец с древними ужасами и искатель сокровищ. На самом деле для археолога, как часто шутят коллеги, одинаково важно и интересно найти и Венеру Милосскую, и ночной горшок. По своей информативности последний даже может быть гораздо интереснее для настоящего археолога! Но для историка искусства важны предметы, связанные с его темой — изобразительным искусством и архитектурой. Художественное наследие помогает узнать, как жили люди. Например, появление в древнем Иране айванного дома — дома с центральным залом с тремя стенами (как в кукольном доме) — обусловлено климатом. В таком жилье легче пережидать сезонный зной. Эта архитектурная форма сохранилась и сегодня в странах Ближнего и Среднего Востока. Многое в искусстве и архитектуре уходит раз и навсегда, что-то забывается на века, но возвращается, или эволюционирует, меняясь и совершенствуясь. Но вот, благодаря археологии и истории искусства древности мы часто убеждаемся, что новое — это хорошо забытое старое. Поэтому узнавать, что было раньше не только интересно, но очень полезно и поучительно.
О личном опыте
Благодаря развитию технологий в наше время историкам искусства и арт-критикам доступны материалы многих мировых библиотек, музеев и архивов. Появилась возможность оперативно связываться с коллегами-исследователями по всему миру. Однако есть огромное число книг — источников, научных трудов, которые уникальны, являются редкими, и познакомиться с ними можно, как и сто лет назад, только «в живую». Также для сегодняшних историков искусства сохраняет первостепенное значение возможность живого знакомства с объектами исследования. Этот опыт необходим! Ведь при всем совершенстве ученых описаний, макетов, чертежей, планов и фотографий, видение оригинала произведения не заменит ничто. Не стоит забывать, конечно, и про исследования других авторов в этой области. Чем больше информации, тем лучше.
Об Аничковом дворце
Мне всегда было интересно, как настоящее связано с прошлым, какое наследие нам оставляет, какие уроки можно из этого извлечь. Выбор был очевиден. Я закончила Юношеский Университет Петербурга в Аничковом дворце. Дворец мне дал невероятно много. Нас учили, как вести научные исследования, как писать статьи и экскурсии (водить экскурсии — тяжелый, но очень интересный труд и у многих выпускников ЮУПА был такой опыт). Сейчас я веду в Аничковом дворце курс истории архитектуры родного города в том самом кружке. Школьники, которые в нем занимаются, уже в таком юном возрасте являются опытными специалистами.