Свадебные платья военных лет: 20 реальных фото невест

Реклама

культура

Модное свадебное платье, венок и букет невесты 1940-х (в Европе и США)
Свадебное платье, венок и букет невесты начала 1940-х (Европа и США)

Годы Второй мировой войны — это время, когда мода переживала глубокий кризис и переоценку ценностей. Этим фактом никого не удивить, ведь совершенно очевидно, что приоритеты были расставлены совершенно иначе. Однако неверным будет и утверждение о том, что моды тогда не было вовсе: жизнь продолжалась, женщины оставались женщинами, и желание наряжаться никуда не ушло, просто процесс его реализации заметно усложнился. Ткани стали дефицитом, а поводов для выгула нарядов было решительно мало. Однако некоторые жизненные обстоятельства по-прежнему требовали особенных нарядов. Невесты хотели быть красивыми во все времена.

Реальный свадебный портрет 1945 года.
Реальный свадебный портрет 1945 года.

Предлагаем увидеть, как выглядели модные свадебные платья начала 1940-х. Разумеется, позволить их себе могли только состоятельные невесты, проживающие в Европе и США. Нашим бабушкам о таком великолепии оставалось только мечтать, сооружая модные аналоги своими руками. О них тоже подробно расскажем.

Модная невеста 1940-х

Фото 1. Шелковое свадебное платье / 1941 год.
Фото 1. Шелковое свадебное платье, 1941 год

Фото 2. Современная реконструкция свадьбы 1940-х.
Фото 2. Современная реконструкция свадьбы 1940-х

В Европе и США свадебная мода начала 1940-х находилась под влиянием предшествующего десятилетия. В 1930-е Мадлен Вионне изобрела крой по косой, благодаря чему появилась возможность шить платья, довольно плотно облегающие фигуру, используя при этом тонкие ткани — шелк, атлас. Теперь материал мог струиться, создавая изящные воланы и драпировки. Свадебная мода все это взяла на вооружение. Платья 1940-х годов преимущественно шились из атласа, были длинными и струящимися, имели мягкие и слегка расширенные рукава (фото 1, 2). Однако суровое военное время внесло свои коррективы. Мода испытала сильное милитари-влияние, став заметно строже: линия плеча приобрела жесткость, вырезы стремились к четкой геометрии, появились отсылки к теме военной формы. В свадебной моде все это тоже нашло отражение. Чаще стали встречаться платья с отложными воротниками и рядами пуговиц, ассоциирующимися с мундиром (фото 5).

Фото 3. Флердоранж — венок из цветов апельсина.
Фото 3. Флердоранж — венок из цветов апельсина

Фото 4. Модная альтернатива свадебному венку.
Фото 4. Модная альтернатива свадебному венку

Обязательными элементами оставались букет, венок и длинная фата. Модные журналы предлагали дамам альтернативу в виде шляпок, но решались на них только самые продвинутые невесты (фото 4). Все дело в том, что венок из цветков апельсина — флердоранж — с давних пор считался непременным атрибутом невесты, символизирующий ее чистоту и невинность. Разумеется, чаще всего он был искусственным и лишь имитировал цветущий апельсин (фото 3).

Фото 5. Свадебное платье 1944 года.
Фото 5. Свадебное платье 1944 года.

К 1945 году свадебное платье продвинутой невесты должно было сочетать элементы ретро и новые веяния. Могли появляться короткие рукава, воротнички, длинные вереницы пуговиц, но традиции по-прежнему соблюдались неукоснительно (фото 5). Платье всегда было белым, шилось из атласа и обязательно сопровождалось венком и букетом, которые визуально цитировали друг друга. Таким образом, если на голове был венок из цветков апельсина, имеющих остренькие листочки, в руках непременно должен был оказаться аналогичный по флоральной геометрии букет.

Роскошь не для всех

Фото 6. Военнослужащим девушкам показывают платья, которые могут быть им предоставлены бесплатно.
Фото 6. Военнослужащим девушкам показывают платья, которые могут быть им предоставлены бесплатно

Мода модой, а время было суровое. Разумеется, всю эту красоту в полном комплекте могли себе позволить лишь избранные: наследницы промышленных империй, аристократки и актрисы. Простым девушкам о таких подвенечных образах оставалось только мечтать. Исключения были редки. Например, в некоторых странах женщинам-военнослужащим в рамках определенных пропагандистских программ предоставлялась возможность получить подвенечный образ совершенно бесплатно (фото 6). Однако не стоит думать, что подобные акции были частыми и повсеместными. В основном девушки, которые служили на фронте, выходили замуж в том, что было под рукой (фото 7). Собственно, как и большинство простых женщин.

Фото 7. Свадьба в условиях военного времени / 1943 год.
Фото 7. Свадьба в условиях военного времени, 1943 год

Фото 8. Свадьба голливудской актрисы Авы Гарднер / 1942 год.
Фото 8. Свадьба голливудской актрисы Авы Гарднер, 1942 год

Девушки, имеющие отношение к армии, часто выбирали в качестве свадебной парадную форменную одежду, дополняя ее скромным букетиком или бутоньеркой. Кстати, богатые и знаменитые невесты тоже порой следовали их аскетичному примеру. Например, голливудская дива Ава Гарднер, выходившая замуж в 1942 году, остановила своей выбор на скромной церемонии, а из подвенечных атрибутов на ней были лишь фата и бутоньерка (фото 8). Чаще всего встречались решения компромиссные: невеста шила скоромное белое платье или модернизировала в духе времени то, что досталось от мамы или бабушки. В этой ситуации огромное значение приобрели аксессуары. Именно венок, фата и букет становились теперь главными подвенечными символами.

Советская невеста

Фото 9. Советским невестам платья тоже часто доставались по наследству.
Фото 9. Советским невестам платья тоже часто доставались по наследству.

Непременное наличие флердоранжа, фаты и букета — это именно те приметы, которые роднили советскую невесту с ее западными подругами по счастью. О том, какие свадебные платья нынче носят в Европе, наши женщины, разумеется, никакого представления не имели. До них доносились лишь какие-то модные отголоски, да и те с заметным опозданием. В результате образ советской невесты приобрел ряд весьма забавных черт.

Так как настоящее свадебное платье мало кто мог себе позволить, вся модно-традиционная нагрузка легла на аксессуары: венок, фату и букет.

Чаще всего девушки использовали в качестве свадебного платья самое нарядное из повседневных или перешивали мамину ретромодель (фото 9), но никогда не пренебрегали венком и фатой (фото 10), ведь теперь именно они брали на себя весь груз модно-сакральной ответственности. Атрибуты эти часто передавались по наследству, из-за чего выглядели подчеркнуто архаично и с выбранным платьем сочетались весьма условно (фото 11).

Фото 10. Классический венок невесты и фата.
Фото 10. Классический венок невесты и фата

Фото 11. Невеста в повседневном платье и венке.
Фото 11. Невеста в повседневном платье и венке

Можно выделить три типичных варианта подвенечных образов советских невест 1940-х годов.

  1. Модный аскетизм и никаких традиций. Такие невесты выбирали лаконичное повседневное платье и добавляли к нему минимум свадебной атрибутики или избегали ее вовсе. Такое модное поведение было больше характерно для городских жительниц.

  2. С миру по нитке. Самый распространенный вариант — сочетание более или менее нарядного и подходящего по цвету платья с традиционной атрибутикой. Здесь могли быть разные варианты: от адекватных до тех, которые сейчас неизбежно вызывают улыбку. Например, когда ситцевое платье длиной по колено сочеталось с бабушкиным «флердоранжем» и фатой до пят. Этот вариант типичен для выходцев из деревни, недавно переехавших в город.

  3. На поводу у традиций. Были и невесты, которым очень хотелось соблюсти все условности. Часто на этом настаивали родители. Тогда в ход шло все содержимое бабушкиного сундука. Иногда платья полностью перешивались, но чаще просто подгонялись по фигуре. К полному соблюдению традиций и модной преемственности поколений были склонны жители деревни.

На самом деле объединяла советских невест с западными не только верность традиционным модно-свадебным атрибутам, все они хотели в этот день быть самыми красивыми, счастливыми и верили в светлое будущее без войн и лишений.

+ 20 образов невест 1940-х годов

В галерее вы найдете много вдохновляющих кадров с реальных свадеб того времени: простых людей, военных, политиков, актеров и актрис. Есть даже подвенечный образ Мэрилин Монро! Кстати, самая сексуальная голливудская блондинка на тот момент имела другой цвет волос и вообще выглядела не такой, какой мы привыкли ее видеть. Первый брак Мэрилин был заключен в самый разгар войны. В 1942 году она вышла замуж за офицера полиции Джима Доггерти. Стоит отметить, что, будучи невестой, Монро примкнула в отряду модных традиционалисток: ее образ — квинтэссенция классических представлений об идеальном подвенечном наряде 1940-х.

Let’s block ads! (Why?)

Источник