Кажется, уж на что, на что, а на настоящие чудеса XX век был экономен. Однако же в январе 1956 года в Самаре (тогда еще в Куйбышеве) произошло настоящее чудо, которое официально признало церковь. В местном храме святого Георгия сегодня даже висит икона с изображением Зои Карнауховой, покаявшейся грешницы, которую «оживил» святой Николай Чудотворец.
В подробностях народная версия «Стояния Зои» выглядит так.
В доме продавщицы кваса Клавдии Болонкиной ее сын и его многочисленные друзья решили отметить Старый Новый год. Сама Клавдия Петровна, будучи человеком набожным, ушла в день вечеринки к соседям, чтобы не смотреть на шальную молодежь. А ее было много, порядка 30 человек. В числе гостей значилась и работница местного трубного завода, красавица и атеистка Зоя Карнаухова. На вечеринку девушка должна была прийти с практикантом того же предприятия Николаем, но он в последний момент Зою «продинамил».
Компания к середине ночи сильно перебрала со спиртным и устроила танцы, в которых принимать участие расстроенной Карнауховой совсем не хотелось. Друзья подкалывали: «А ты чего не танцуешь? Нашла из-за кого расстраиваться, не придет он уже, иди к нам!».
«Не придет? — разгорячилась Зоя. — Ну, раз нет моего Николая, то я буду танцевать с Николаем Чудотворцем». Девушка схватила икону, стоявшую в углу.
«Зачем ты икону взяла? Поставь на место!», — пытались образумить атеистку друзья. «Если есть Бог, то пусть он меня покарает», — самоуверенно заявила молодая комсомолка. В этот момент комната осветилась белым светом, а богохульница застыла как вкопанная.
Согласно городской легенде, это было похоже на то, что Зоя превратилась в статую из мрамора. Ее невозможно было сдвинуть с места, перенести, положить на кровать, она будто приросла к полу, но при этом Карнаухова дышала и у нее билось сердце. Испуганные гости Болонкиных вызвали «скорую», те попытались сделать «статуе» укол, но иглы ломались, влить лекарство через рот тоже не представлялось возможным.
Среди врачей, которые приехали на вызов, была Анна Калашникова.
«Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила, — рассказывала позже ее дочь Нина Михайловна. — „Вот вы все спите, — говорит, — а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит — и ни с места, сама видела“. И далее мать рассказала, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала».
У приехавших по адресу Чкалова, 84 милиционеров вмиг поседели волосы. Девушка была один в один как утопленница, которая время от времени еще начала неистово кричать. Она призывала всех каяться и молиться о своих грехах. Так продолжалось три дня, пока в доме не появился старец Серафим, который пошептал молитву над девушкой и заявил, что стоять Зоя будет до Пасхи. На Благовещение откуда-то взялся еще один старец, имя которого никто не знал, но верующие уверены, что это был сам Николай Чудотворец, он перекрестил Зою и исчез.
Все случилось, так, как и предсказывал инок — через 128 дней к дому прилетела белая птица и Зоя начала оживать. «Как же ты жила? Кто тебя кормил?» — спрашивали Зою, когда она пришла в себя. «Голуби! — был ответ. — Голуби меня кормили!». «А куда делся тот старец, который к тебе приходил?» — «В правый угол ушел!». По этой логике получалось, что незнакомец ушел обратно в икону.
Далее версии расходятся: по одной из них на третий день Пасхи грешница умерла, по другой — осталась жива, но попала в психиатрическую больницу. Причем, чтобы поместить Зою в лечебницу, пришлось вырезать половые доски под ступнями, и в какой-то момент из них брызнула кровь.
Так городская легенда звучит сейчас, обросшая больше, чем за полвека новыми подробностями и разными домыслами. А что же, на самом деле произошло 67 лет назад в доме по улице Чкалова, и что в «стоянии Зои» правда, а что миф? Существует несколько версий происхождения чуда.
Религиозная версия
В доме по имени Чкалова, по мнению церкви, действительно произошло чудо, когда Господь решил вразумить людей, которые в пост употребляют алкоголь, веселятся и богохульничают и показал пример, к чему это может привести. По мнению официальной патриархии, свой грех Зоя осознала и пришла к покаянию и смирению. А вместе с ней пришли к Богу и сотни других горожан.
В городских очерках той поры журналисты действительно отмечают рост числа прихожан в местные церкви, утренние и вечерние службы стали посещать сотни людей. «Стояние Зои» официально признано Самарской епархией, а чуть позже у места, где случилось необъяснимое событие, появилась каменная беседка с памятником Николаю Чудотворцу, куда постоянно несут свежие цветы. В память о Зое!
Историческая версия
Самарские краеведы уверены, что много чудесного истории добавила молва и время. Так, архивные документы не подтверждают того, что Зоя Карнаухова вообще жила в Куйбышеве, ее фамилия появилась позже, в 90-е, когда «стояние Зои» стало активно превращаться в городскую легенду. А вот Болонкина, хозяйка дома, в городе действительно жила, и квартира по улице Чкалова принадлежала ей.
Как рассказал краевед, автор книги «Стояние Зои» Валерий Ерофеев, документы говорят, что с 14 по 20 января 1956 года у дома № 84 на улице Чкалова действительно стояли тысячи зевак. Это были толпы любопытствующих, которые окружили дом после слухов, что внутри окаменела женщина с иконой в руках.
Только на самом деле, девушки-истукана не было. Компания действительно весело гуляла, и одна из гостей и правда схватила икону. В ответ друзья пригрозили ей, мол, за такое богохульство и Бог может покарать. Вот этот-то разговор и услышали две старухи-богомолицы, заглянувшие в гости к хозяйке дома. Они и разнесли слух.
«Я сама в те годы еще девчонкой была, — приводит свою версию соседка дома по улице Чкалова Любовь Кабаева, — а мать покойная все хорошо помнила и мне рассказала. В доме этом когда-то жил не то монах, не то священник. А когда в 30−е годы начались гонения, он не выдержал и отрекся от веры. Куда делся, неизвестно, а только дом продал и уехал. Но по старой памяти сюда часто заходили религиозные люди, спрашивали, где он, куда делся. А в тот самый день, когда Зоя якобы окаменела, в доме у Болонкиных действительно гуляла молодежь.
И как на грех в тот же вечер какая-то очередная монахиня приехала. Она заглянула в окно и увидела, как одна девица танцует с иконой. И пошла по улицам причитать: «Ах ты, охальница! Ах, богохульница! Ах, сердце твое каменное! Да Бог тебя покарает. Да ты вся окаменеешь. Да ты уже окаменела!».
Кто-то услышал, подхватил, потом еще кто-то, еще, и пошло-поехало. На следующий день к Болонкиным попер народ — где, мол, баба каменная, давай показывай. Когда люди ее вконец достали, она вызвала милицию. Те выставили оцепление. Ну, а народ у нас как обычно думает? Раз не пускают, значит, точно что-то скрывают. Вот и все «Зоино стояние».
Медицинская версия
Врачи в эффекте «замирания человека» при сохранении им всех жизненно-важных функций чуда не видят, а приводят его научное объяснение — кататонический ступор, расстройство опорно-двигательного аппарата, который может быть реакцией на сильный стресс. Особенно свойственно людям с мобильной психикой или предрасположенностью к психическим заболеваниям. А Зоя Карнаухова оказалась больной шизофренией.
По словам бывшего завкафедрой психиатрии Самарского медицинского университета Геннадия Носачева, он знал Зою, но в момент, когда она уже несколько лет была пациенткой психиатрической больницы. Ей была диагностирована «шизофрения, кататоническое состояние», она получила инвалидность. Болезнь со временем прогрессировала, из стен клиники женщина так и не вышла.
«История Зои — совершенно реальный случай, когда начало декомпенсации болезни совпало с внешним стрессом. Кто-то предложил ей станцевать с иконой, она согласилась, но в глубине души была верующей, поэтому, когда ей сказали, что Бог накажет — это вызвало первый приступ шизофрении. Так часто бывает, когда внешние факторы стимулируют начало болезни», — объяснил врач-психиатр.
Как бы то ни было, но «Стояние Зои» стала частью истории города и в планах у местных властей отремонтировать здание, где случилось неординарное ЧП и сделать здесь музей.
Кстати
В 2009 году режиссер Александр Прошкин снял фильм «Чудо», в основу сценария которого положил городскую легенду о «Стоянии Зои». Лейтмотивом картины идет давно мучающий человечество вопрос: почему Бог не показывает людям явные чудеса? Возможно, потому что они все равно не поверят, а если и поверят, не поймут, что с чудом делать, — как не поняли этого герои картины.
Фильм был удостоен специального приза 31-го Московского кинофестиваля за режиссуру.
Еще больше новостей в нашем
Фото: кадры из фильма