Вторая часть саги охватывает годы Смутного времени. Борис, первый избранный царь на Руси, обещал расцвет и усиление государства. Но голод, эпидемии и бедствия не дали надеждам сбыться. Начинаются времена переворотов. Подрастают дети Годунова и Скуратовой Ксения и Федор, которые тоже становятся участниками эпохальных событий.
— Нам нужно было создавать мир, о котором практически не сохранилось никаких свидетельств, – делится главный художник проекта Евгений Качанов. — Образно говоря, одеяло той эпохи пришлось собирать по маленьким лоскуткам, а порой надо было самим и эти лоскутки ткать. Натуру снимали у Покровского храма, сохранившегося с тех времен. Лобное место тоже, вроде, осталось, стоят и Спасские ворота, ведущие на Соборную площадь Кремля. Вот три точки, а дальше надо было все придумывать. Начали рассуждать: рядом должны быть улицы Неглинка и Никольская. Тут шла торговля, а если люди торговали, то откуда-то привозили товар. Подумал: наверное, по Васильевскому спуску – снизу от реки шли телеги, а товар должен был сгружаться в специальные хранилища. Раз приезжают торговать, то люди должны где-то селиться – нужны постоялые дворы. Вот так и построили ту старую Москву на Рижском шоссе в «Главкино», там целая натурная площадка. А рядом, в двух павильонах, разные декорации интерьеров: Грановитая палата, деревянные избы и царский дворец. Возводить интерьеры проще, чем воссоздавать улицы другой эпохи. Нам ведь известно, что палаты были с высокими сводчатыми потолками, опорными столбами, глубокими откосами у окон, с празднично расписанными стенами.
Когда строишь декорации, то находишься в мире своих идей и придумок, а рабочие на площадке колотят доски, красят… И вот наступает момент, когда все отстроено, но это все равно пока какой-то полуфабрикат, однако в день начала первой смены в наши декорации заходят актеры в потрясающих костюмах того времени, гриме, париках… И декорация сразу преображается, превращается в волшебную среду жизни той эпохи. Эмоции в этот момент захлестывают всех.
В Кремле снимали башню Ивана Великого, на верх которой залезает Борис Годунов и умирает. Там запрещено было что-либо декорировать.
— Изображений одежды того времени тоже сохранилось мало, – добавляет художник по костюмам Наталья Салтыкова. — В «Годунове» более 200 персонажей, и каждого мы переодеваем раза три. Должны быть рубаха, порты, зипун, нижние и верхние кафтаны, шубы, шапки, обувь, поэтому костюмов пришлось сшить более тысячи. Ориентировались мы на Радзивилловскую летопись, а еще на парсуны (ранний жанр портрета. — Прим. «Антенны»), иконы и, конечно, на экспонаты музеев, в которых до сих пор есть остатки тканей с рисунками и орнаментами Средневековья.
В новых сериях Борис Годунов (Сергей Безруков) и его супруга Мария Скуратова (Светлана Ходченкова) вступают в зрелый возраст, их дети Ксения (Дарья Урсуляк) и Федор (Илья Ильиных) становятся взрослыми. Соответственно меняется и одежда героев. Они ведь продвигаются по «царской лестнице» вверх, Годунов вступает на престол и этот статус отражается на костюмах. Да и костюмы тоже вызывающие, можно сказать, аляповатые с крупными пуговицами. Борис ходит с козырем – высоким воротником, это своего рода его фишка. Годунов ведь тянулся к Европе, а козырь в то время был на пике моды.
У героя рубах штук шесть-семь, около 20 кафтанов, две шубы из шкуры из волчьего меха, в которых использованы куница, соболь и бобер.
Костюмы Скуратовой старались делать в цветовой гамме актрисы – коричнево-красных тонах с элементом зеленого – изумрудными оттенками, которые подходят Ходченковой. Много у Скуратовой агрессивных украшений. Одно из них привезли из Турции – оно массивное, в форме оплечья (круглого воротника) с разноцветными довольно крупными камнями, заканчивающееся металлическими элементами в форме капелек, похожих на пули. Поэтому это ожерелье мы назвали «пулей».
Раньше одежду для царских особ шили в основном из парчи. Мы старались покупать натуральные ткани со схожими фактурой, текстурой и орнаментом. Специально летали в Стамбул – там просто богатство узоров, которые совпадают с исторической эпохой нашего фильма.
Обувь мы тоже шили специально или заказывали. У Годунова – домашние туфли с разноцветными нитями и полудрагоценными камнями. У Скуратовой – сапожки из мягкой ткани. Ходченкова говорила, что в них удобно находиться целый день на съемочной площадке.
Большое внимание уделяли и головным уборам: девичьим венцам, кокошникам, повязкам… Они все фактурные, расшитые нитями и украшенные камнями и жемчугом.
Появятся у нас и новые герои: среди них самозванец Лжедмитрий, Гришка Отрепьев (Евгений Ткачук). Один из комплектов его одежды эффектный и стильный – кафтан с косой застежкой, украшенный соболем. Решили с режиссером, что такой претендент на царский трон должен быть несколько нелепым и смешным, поэтому костюмы делали ему соответственно великоватыми – не по размеру, чтобы и выглядел странновато.
Поначалу на пальцах героя Безрукова сверкали полудрагоценные камни, он ведь был опричником. В новых сериях перстни Годунова становятся более крупными, броскими, с драгоценностями.
У Скуратовой (Светлана Ходченкова) наряды алого цвета. Для этой героини изготовили несколько рубах, шесть сарафанов, манжеты, расшитые жемчугами, много наборных рукавов, которые надевались под сарафаны.
Один из новых героев во второй части – Иван Заруцкий, казачий атаман, поддерживающий Лжедмитриев. Его сыграл Антон Батырев.
Гришку Отрепьева (Евгений Ткачук) старались сделать нелепым. «И даже польская шапка с яркими перьями у него несуразная и вызывающая», – говорит художник по костюмам Наталья Салтыкова.
«Героиня Даши Урсуляк, дочь Годунова, у нас одета скромно, со вкусом, в наряды спокойных тонов – она никогда не хвасталась богатством, а после смерти отца уходит в монастырь. Поэтому светской одежды у нее было немного, а в монастыре она уже в монашеских кафтанах серых и коричневых цветов, с платком на голове», – комментирует Салтыкова.
Старую Москву построили в комплексе «Главкино» на Рижском шоссе.
— В работе над декорациями и реквизитом участвовали более 250 человек, в том числе 12 архитекторов, 26 живописцев и 60 бутафоров-декораторов, – говорит ведущий продюсер Александр Плотников.- Использовали 70 кубометров пенопласта, 90 тонн гипса для отливки декоративного кирпича, 6 тысяч квадратных метров камня и 18 тонн фасадной шпаклевки.
«Россия 1», понедельник – четверг, 21:00.