Публицистка Зинаида Анастасия Анна Забельшанская о том, почему иногда осуждать женщин — это правильно.
Про силиконовых барышень делают злые мемы и скетчи. Их высмеивают стендаперы и тиктокеры. Их традиционно добавляют в каждую вторую комедию в качестве карикатурных — чаще отрицательных — персонажей второго плана.
Поразительно, какие разные категории людей сходятся в нелюбви к обожательницам пластических хирургов.
Религиозные консерваторы утверждают, что такие дамы не способны принять свое тело как дар Всевышнего. Стилисты заявляют, что перекраивать свое лицо под шаблон — антитренд. Журналисты пишут о силиконовых знаменитостях едкие заметки. Что уж говорить: даже на рынке эскорта сделанные девушки стоят дешевле.
Представители разных классов могут спорить о налогах, роли оппозиции, музыкальных вкусах и важности образования.
Однако и мой снобский батюшка-искусствовед, и мой пролетарский дедушка-строитель, и сосед-бизнесмен при всех прочих разногласиях в унисон заявляют:
Силиконовая грудь? Нет, спасибо, я не голодный…
Почему почитательницы пластики многим так не нравятся?
Можно было бы объяснить такое положение дел «возмутительным неуважением к женскому праву на свое тело». Но если отложить либеральную истерию на другой день, нам придет в голову другой вывод.
Всеобщую нелюбовь к силиконовым дамам иллюстрирует фраза Иосифа Бродского «Эстетика — мать этики». Зачастую то, что кажется нам некрасивым, заодно ощущается и как нечто безнравственное.
А если что-то кажется аморальным и уродливым разношерстной группе людей, стоит задуматься. Задуматься о том, почему наше коллективное бессознательное отказывается принимать этот феномен.
Иногда всеобщее непринятие связано с иррациональными страхами. К таким случаям относятся сексизм, расизм, гомофобия, антисемитизм. А иногда общественное отторжение связано с ощущением реальной угрозы. По такому принципу мы презираем уличных хулиганов, наркодиллеров и прочих маргиналов.
Первые — живут и никого не трогают, вторые — представляют угрозу общественному благополучию.
Забавно, но любительницы пластики находятся в одной лодке не с безвинно страдающими евреями и геями, а в той же категории, что хулиганы и диллеры.
Да, силиконовые девицы не воруют кошельки у старушек и не торгуют запретными веществами. Но они все равно способны нанести прямой вред другим людям.
«Кому это?» — спросите вы?
Детям. Своим собственным детям.
Женщины — силиконовые в том числе — имеют свойство рожать детей. На дамские плечи ложится колоссальная ответственность: вырастить человека в атмосфере любви и ментального благополучия. Любительницы пластических хирургов справиться с этой ответственностью принципиально не способны.
Объясню, почему.
Силиконовая царица не умеет любить
Главная задача матери — любить и принимать свое чадо. В атмосфере любви и принятия формируется ментальное благополучие ребенка.
Психоаналитик Карл Густав Юнг описывал детское восприятие матери как всепрощающей божественной фигуры. Психиатр Роберт Винникот утверждал, что достаточно хорошая мать — это та, которая способна перенести навык заботиться о себе на ребенка.
Непонятно, о каком всепрощении ребенка может идти речь, когда женщина не способна простить себе даже маленькую грудь.
И страшно представить, как будет переносить навык заботы о себе на дитятю та, для которой забота о себе — это ложиться под хирургический нож.
Пластическая операция не меняет генетики. Представьте мать, которая сделала себе грудь и губы, а потом родила тонкогубую и плоскогрудую дочь. Как она будет учить ее любить и принимать те черты внешности, которые сама в себе не смогла вынести?
Увы, никак.
Гиалуроновая королева не хочет решать свои ментальные проблемы
У патологической озабоченности мнимыми телесными недостатками есть свое медицинское название — дисморфофобия. Это такая ментальная болезнь.
Согласно исследованию доктора Кэтрин Филипс, 37% страдающих этим расстройством трагически зациклены на своем носе, 21% — на груди, по 12% — на губах и ягодицах.
Болезненная одержимость своей внешностью может привести к депрессиям и социофобии.
Согласно исследованиям, дисморфофобия эффективно лечится психотерапией и антидепрессантами. Визит же к пластическому хирургу редко приводит к облегчению.
Несмотря на неэффективность, со стороны силиконовых девиц пластическая операция выглядит как быстрое и простое решение проблемы. А терапия — как сложное и неочевидное.
Заслуживают ли сочувствия люди, которые болеют и из-за этого идут на опасные ухищрения? Да.
Заслуживают ли этот их выбор уважения? Не большего, чем попытка запить проблему водкой вместо того, чтобы ее решить.
Можно ли доверить ребенка нездоровому человеку, который отказывается лечиться и не признает собственного расстройства? Не стоит.
Резиновая богиня не способна на интеллектуальную гибкость
Считать себя красивой категорически важно и не слишком сложно. Для этого достаточно провернуть две простые операции:
-
Присмотреться к своему телу и придумать сто причин, почему оно классное. Эти причины даже не обязаны быть логичными: в стандартах красоты всегда было не слишком много логики.
-
Окружить себя людьми и источниками информации, которые подтверждают ваши идеи о своем теле. А всех несогласных послать к чертям.
Мы живем в эпоху, когда единый стандарт прекрасного канул в лету вместе с кнопочными телефонами и песнями Иосифа Кобзона.
Тренды во внешности противоречивы и наслаиваются друг на друга: тут и модельные стандарты, и Ким Кардашьян, и бодипозитив.
Можно взять с общественной полки любую удобную лично вам идею о красоте. Женщины, которые вместо этого лезут под нож, демонстрируют неадекватность.
Учить ребенка справляться с реальностью и быть гибким — еще одна родительская прерогатива. И как резиновые женщины будут этим заниматься?
Они ведь не умеют принимать реальность без хирургического вмешательства.
Повелительница имплантов культурно бедна
Заниматься эстетическим воспитанием своего чада — это страшно важно. Маленького человека необходимо знакомить с историей и культурой мира, в который он попал. Для этого ему нужно дарить художественные книжки и энциклопедии, бродить с ним по музеям и экскурсиям.
Когда у человека с детства есть представление, как работают тренды в истории, литературе и даже моде, он чувствует себя гораздо увереннее. Потому что у него есть почва под ногами. Он видит мир как ряд закономерностей, а не как ужасающий хаос.
Чтобы дать детям эстетическое воспитание, нужно самой понимать, как формируются идеи о красоте, что происходит в культуре и куда движется дискурс.
Очень вряд ли эти навыки есть у женщин, которые в 2021 году донашивают представления о прекрасном из 80-х: за постаревшей Памелой Андерсон.