Вы знали, что уже сейчас посольства проверяют социальные сети человека, чтобы принять решение о выдаче туристической визы, а хед-хантеры изучают их не менее тщательно, чем резюме. Выходя на работу вас «просканируют» не только коллеги и руководство, но заказчики и клиенты. А непродуманный пост, который на самом деле не отражает ваши мысли, может послужить причиной не пригласить вас на первое или второе свидание. Социальные сети уже давно перестали быть личными. Интернет, как любое место за порогом личной квартиры — это общественное пространство. Вы можете думать, что это и ваша личная страница, но это скорее ваша сцена, чем уютные посиделки «на кухне».
Вы уже «бренд».
Понятие личный брендинг стало модным в последние десять лет, но существует столько, сколько есть общество. Даже если вы еще не считаете себя брендом, все равно уже им являетесь. У вас есть свое я, жизненная позиция, видение своего развития, хочу/ не хочу, свои цели, манера общения, внешний стиль. Вы уже сталкивались с вопросом репутации, «продажи» своего «продукта», то есть себя — это экзамены, собеседования, свидания и даже празднование Нового Года у друзей, когда в гостях есть люди, с которыми вы не были ранее знакомы. Вы продвигаете себя и, даже если не называете это так, свой бренд, везде и всегда — в университете, на работе и в личной жизни. Но до тех пор, пока вы не занимаетесь этим продуманно и системно, это не будет достаточно эффективно, и добавив анализ, структуру и план можно добиться гораздо лучших результатов.
В формировании и продвижении личного бренда, есть много нюансов, которые легче проработать с профи. Но здесь я выделю основы основ. Вот они.
Пять золотых правил
1. Вдохновляйтесь, но не копируйте
Часто нам могут нравиться другие люди: как они говорят, пишут, выглядят или просто как красиво у кого-то оформлены соцсети. Подражание — это главный механизм роста, который с рождения помогает человеку научиться ходить, есть приборами, вести себя культурно и, в целом, быть лучше. И это логично, что хочется быть как… Но как и в бизнесе, копируя что-то, вы станете только «копией», то есть будете на втором месте, «стоить» дешевле, быть дублером, а не главной героиней фильма. Поэтому говоря о брендинге, речь о внешней обертке всегда идет в последнюю очередь, после тонны работы по формулировке: кто я, зачем, где я сейчас и куда иду.
2. Не пытайтесь всем понравиться
Это самый острый и сложный момент, как в работе с бизнесом, так и с людьми. Как же хочется нравиться всем! Но так не бывает. Это просто против человеческой природы, единственное, что нравится всем — это вода, и то, потому что без нее нам не выжить. Вы не вода и не пытайтесь ею быть. Всегда найдутся те, кто будет не согласен, как и те, кто будет от вас в восторге. В хорошей бизнес-стратегии и описании бренда можно всегда найти описание «целевой аудитории» или иначе говоря «кто наш/ кто чужой». Формируйте для себя такое понимание, вносите в него правки и всегда давайте себе отчет, с кем имеете сейчас дело. Если человек «свой», но что-то идет не так, внесите правки в стратегию коммуникации своего бренда, а если человек «не свой» — добавьте его описание в список «не моя ЦА» и иди дальше.
3. Будьте верной себе
Или другими словами, не теряйте себя. В погоне попробовать что-то, в желании саморазвития или нового увлечения, не забывайте, где «mvp», тест, пробный формат, а где вы. Для этого нужно отделять свои ценности от интересов: интересы могут много раз меняться на протяжении жизни, а вот ценности, если и меняются, то очень редко и медленно. Здорово пробовать новое, но стоит сверяться, не противоречит ли это новое фундаментальным внутренним убеждениям, чтобы потом не сожалеть, что ваш бренд унесло «не туда».
4. Не бойтесь неудач
Есть очень интересное маркетинговое исследование, в котором показывается, что человек, получивший негативный опыт, а потом положительный, когда компания связалась с ним и исправила свои недочеты, становится в три раза лояльнее, чем клиент, который изначально не получал негативного опыта. Так и в жизни — мы гораздо спокойнее реагируем на истории людей, у которых всегда все было «ровно» и хорошо, и с интригой и энтузиазмом изучаем истории чужих провалов, после которых люди смогли реабилитироваться. Совершайте ошибки, принимайте свои неудачи, но после исправляйте, идите вперед, а главное, не стесняйтесь своих падений — это важная часть вашей истории.
5. Будьте добрее
Репутация — это важная часть бренда. Плохая репутация, конечно, может быть частью вашей уникальной личности и жизненной позиции. Но вежливость, тактичность и правила приличия никогда не выйдут из моды. Новые понятия о токсичных и нетоксичных людях, скрытой агрессии и нарушении личных границ, можно довольно сильно упростить, включив в понятие хорошего воспитания. Просто не стоит делать и говорить того, что не стали бы делать во всеувидение и всеуслышание и не обрадовались такому в свой адрес. Хороший внутренний тест — что об этом подумал бы человек, которого вы очень уважаете? Этим человеком может быть подруга, начальник или кумир, а кому-то повезло и этим «мерилом» будет семья.
Кстати, как правило, чтобы быть добрее к другим, стоит просто позволить себе быть добрее к самой себе.
Личный брендинг и маркетинг — относительно новое название для понятия, которое существует тысячи лет. Клеопатра, Юлий Цезарь, Эйнштейн — все это истории самых успешных личных брендов. Но не обязательно иметь цель войти в историю, иногда стоит задуматься над работой с репутацией и продвижением, просто чтобы не упустить хорошую возможность и более «уютное» место под солнцем.
Смелее! Это не так сложно, как запускать ракеты в космос.