Май выдался по-настоящему черным для российского балета. Один за другим скончались сразу три молодых артиста: не стало 17-летней Анны Соколовой, позже умер 22-летний Анатолий Соя, а затем остановилось сердце у 20-летней Алеси Лазаревой.
Череда смертей привлекает все больше внимания к профессии, про которую и так ходят пугающие слухи.
31 мая в Москве прощались с балериной Алесей Лазаревой. В зале на Коломенском проезде собрались десятки людей. Большинство из них, как и Алеся, выходят на сцену и, запечатлев на губах улыбку, невесомо порхают в танце. Лазарева была из тех, кто мечтал подняться на сцену Большого театра, она шла к этой цели с детства, всецело отдавая себя искусству. Но неожиданно сердце девушки остановилось.
Алеся стала не первой в череде странных смертей. Первой ушла Анна Соколова — это было 20 мая. Про нее друзья вспоминают исключительно положительно — она была яркой, лучезарной и обладала прекрасным чувством юмора. Девушка занималась танцами и пристально следила за питанием, она даже была подписана в соцсетях на группу об анорексии.
«У нее было обезвоживание и остановилось сердце», — рассказала корреспонденту
Друзья Ани признаются, что она пила мочегонные препараты, пыталась довести себя до идеала, боролась с каждым лишним граммом. Возможно, это как-то повлияло на сердце, которое не выдержало нагрузок.
Через четыре дня еще одна страшная новость — 24 мая погиб ведущий солист театра «Кремлевский балет» Анатолий Соя. Молодому человеку было 22 года и его смерть никак не связана с профессией, но не говорить о ней неправильно.
По предварительной информации, Анатолий и его двоюродная сестра отравились угарным газом. Спасти их не смогли.
Артист танцевал партию принца Зигфрида в «Лебедином озере», принца Дезире в «Спящей красавице», он готовился выступать в роли Феба в спектакле «Эсмеральда» и Базиля в балете «Дон Кихот». Но этим планам не суждено было сбыться.
С момента этой трагедии прошло всего пять дней, как прилетела новая печальная весть — 29 мая скончалась еще одна юная танцовщица Алеся Лазарева. Она была артисткой труппы «Классический балет» Касаткиной и Василева.
Накануне девушка вернулась с престижного балетного конкурса «Арабеск» имени Екатерины Максимовой, где показала высокие результаты.
Алеся жила вместе с мамой и женщина стала свидетельницей последних минут жизни дочери. Утром балерина проснулась, встала с постели и потеряла создание. Врачи скорой помощи пытались реанимировать девушку, им удалось запустить сердце, но оно с каждой секундой теряло ритм.
«Врачам удалось привести ее в сознание: сердце запустили. Но была повторная остановка сердца… Уже ничего не сделать», — делилась своим горем Оксана Игоревна, мама Алеси.
Она, как и Анна Соколова, была подписана в соцсетях на группы «Сушка тела» и «40 кг». Судя по фото Алеси, у нее не было ни единого лишнего килограмма — девушка явно тщательно следила за питанием, но на этот раз не выдержало сердце. Опять экстремальное похудение или проблемы со здоровьем, о которых она предпочитала не говорить? Есть и третья версия — обезболивающие препараты.
Отец Лазаревой заявляет: никакие препараты дочь не принимала! И серьезно на здоровье не жаловалась. Как у всех балерин, у нее были проблемы с ногами, но этим никого не удивить. А вот сердце не болело никогда.
Тем не менее, врачи указали причиной ее гибели — «сердечная смерть внезапная».
Елена Аньшина, кардиолог, автор книги «Доктор сердце» полагает, что скорее всего, балерина и раньше сталкивалась с тревожными звоночками, но не обратила на них внимание.
«Обычно из-за недообследования при жизни такое происходит. Скорее всего имелась жизнеугрожающая аритмия, о которой никто не знал, а девушка давала большие нагрузки организму», — делится с Woman.ru кардиолог.
Руководитель фонда помощи артистам балета «Изношенные пуанты» Валерия Побединская соглашается, что у девушек могли быть проблемы со здоровьем, но вот связывать это с профессией, по ее мнению, не стоит.
«Я не думаю, что все смерти стоит связывать именно с профессией. В балете такое случается не чаще, чем в других сферах. Я 15 лет проработала в театре, 11 лет училась в училище — академия танца Натальи Нестеровой, говорить, что в балете так опасно — неправильно! Да, бывают травмы, кто-то страдает от борьбы с весом, кто-то от чрезмерных нагрузок, но до смерти себя не доводят», — говорит Woman.ru Валерия.
О всех трех случаях гибели танцоров она, конечно же, знает. С Анатолием Соей была знакома лично.
«Я его знала, но эта трагедия точно никак не относится к балету. Девочек не знала, но уверена, что не связано. Говорят, что Анна худела, в среде далекой от балета ходит много мифов про борьбу с лишним весом. Бывают, конечно, совершенно дикие случаи, когда доводят себя, но это единицы», — рассуждает Валерия.
Сейчас педагоги опасаются устраивать прессинг воспитанникам, которые не балансируют на грани анорексии, хотя раньше такие случаи встречались. Будущие артистки всеми силами боролись с весом — в ход шли мочегонные и другие препараты, которые негативно влияют на работу сердца.
Что касается чрезмерных нагрузок, этот факт Побединская не отрицает. если не загонять себя и тренироваться в меру, то балет физиологичен и полезен, но современные реалии таковы, что театры борются за зрителя, за деньги.
«Есть проблема перегрузок, плохой организации, плохого отношения к артистам от руководящей части театра. Знаете, порой в поездки берут количество народа впритык, один заболел и без него никак, люди работают больными. Все это встречается, издержки профессии. Раньше чуть ли не с костылей поднимали и заставляли выходить на сцену. Сейчас более лояльно к больничным относятся, хотя в некоторых театрах до сих пор требуют полной самоотдачи. Балетный мир тесен и мне известны случаи, когда работа с высокой температурой приводила к смерти. Но это единицы», — говорит Побединская.
Первый солист Мариинского театра и главный балетмейстер Санкт-Петербургского театра балета им. П. И. Чайковского Антон Корсаков подтверждает, что очень часто выступают на обезболивающих. Часто препараты принимают без ведома педагогов, а это очень серьезные средства, которые также влияют на сердце.
«Самолечение в нашем балетном профиле — это очень распространенная история. Доходит порой и до того, что ты сам себе уколы ставишь, таблетки принимаешь, а инструкции, конечно, не читаешь. Видимо, и в истории с 20-летней балериной случилось нечто подобное», — выдвигает свою версию Корсаков в беседе с «
Так сложилось, что медосмотры в театрах — это редкость, даже если их устраивают, то проходят такие мероприятия формально. А если будешь жаловаться на травмы, то отстранят от занятий, поэтому спасение утопающих — дело рук их самих.
«К сожалению, артист балета — это расходный материал», — заключил солист «Мариинки».
Еще больше новостей в нашем
Фото: PhotoXPress.ru, Соцсети