Как на самом деле снимали сериал «Заступники»

Реклама

культура

В центре истории молодой амбициозный адвокат Нина Метлицкая (актриса Мари Ворожи). Ей выпадает шанс перевестись из небольшой юридической консультации в дальнем Подмосковье в Филиал № 1 — самое сильное адвокатское бюро Советского Союза.

 — Сценарий основан на реальных судебных процессах знаменитых советских адвокатов, — рассказывает режиссер Владимир Котт. — Весь материал мы серьезно прорабатывали в процессе создания сценария. Уголовные дела оставались в неприкосновенности, но, поскольку кино у нас не документальное, что-то в сюжет добавляли, чтобы выделить драматургию, героев и превратить сухой язык стенограмм в художественное произведение. Мы повторили в сериале громкий процесс над группой советских диссидентов, которые в августе 1968 года вышли на Красную площадь и протестовали против ввода войск в Чехословакию. У нас есть дела политические, связанные с карательной психиатрией, с теми абсолютно неправосудными решениями, которые принимала прокуратура. В целом это история про то, как маленькая девочка в лице Нины начала ломать систему, причем делала это изнутри. Она на голубом глазу говорила в суде, что в Уголовном кодексе есть статья о том, что можно внести залог за подзащитного, и он выйдет на свободу. Залог действительно был прописан, но никогда не применялся. Наша Нина выискивает пути, докапывается до всех спорных моментов и озвучивает их.

Если в начале сериала она говорит наивно, выдвигает совершенно неуместные с точки зрения суда претензии к правде, то потом постепенно у нее происходит профессиональная деформация. Нина взрослеет, перестает быть отличницей, становится зрелым адвокатом. Как ни странно, на процессах того времени люди говорили именно так, потому что суды были общественными. Если вы прочтете стенограмму процесса над Бродским, то увидите, что это как раз тот случай. Поэтому и мы в сериале пошли по пути живой речи, а не официальной.

Роль главной героини в «Заступниках» исполнила актриса Мари Ворожи. Выбор пал именно на нее, в том числе и из-за особенного тембра голоса.

 — Мари утвердили сразу после первых проб, — говорит Владимир Котт. — Мне нужно было найти актрису, которая сочетала бы в себе нежность и одновременно жесткость. В ней присутствует эта неоднозначность в лице и в том, как она говорит. Суд — это в первую очередь всегда текст. В конце каждой серии есть финальная речь, она должна звучать как поэма, поэтому нам важен был тембр голоса. У Мари он особенный, специфический: она не проглатывает слова и буквы, а тщательно выговаривает. Еще одна из причин, почему мы остановились именно на ней: у Мари абсолютно несовременные лицо и глаза. Да, можно было взять модную артистку, но нам не хотелось делать такого адвоката.

Действие сериала происходит в Москве и Грузии, однако на самом деле съемки шли не только в столице и Тбилиси, но и в Минске и Подмосковье.

 — Мы превращали Минск в Москву, потому что там гораздо проще перекрыть улицу, если это нужно, — рассказывает художник-постановщик Ольга Соколова. — Строили там высокие заборы, ставили ларьки того времени, сами вручную рисовали плакаты, тогда ведь было много уличных афиш. Сейчас очень сложно найти какие-то аутентичные локации, везде вставлены современные стеклопакеты, их приходилось заделывать — сначала заклеивать скотчем, потом рейками, а дальше художник это фактурил, чтобы создать иллюзию старой рамы. Вся наша команда собирала реквизит по барахолкам, складам, какую-то мебель 60-х и 70-х годов мы покупали по объявлениям и приводили в порядок, ведь вещи должны выглядеть в кадре соответственно эпохе, но быть не старыми, а якобы новыми. Мелкий реквизит: посуда, ручки, часы — все это тоже было настоящим. Как и машины «Волга», «Москвич». Их не так просто найти, потому что транспорта того времени в хорошем состоянии и не переделанного немного. Над костюмами работала великолепный художник Екатерина Дыминская. Одежду для исполнителей главных ролей в основном отшивали, а для серии, где происходит показ мод, мы со своей стороны выстраивали длинный подиум с подсветкой, а Катя создавала целую коллекцию для манекенщиц в стилистике времени.

Чтобы достоверно передать макияж женщин 60-х годов, художник по гриму Елена Апанасевич опрашивала знакомых, чья молодость пришлась на этот период. 

– У нас в качестве примера были фотографии, но они ведь черно-белые, на них не различить цветовую гамму, поэтому многие факты восстанавливались по воспоминаниям людей из ближайшего окружения, — говорит Елена. — Например, я интересовалась, какой лак тогда был в моде, оказалось, что ярко-красный и перламутровый сиренево-розовый, такого же цвета выбирали помаду и красно-морковную. А вот румянами женщины особо не пользовались. У героинь сериала нет сложного макияжа. Самым технически трудоемким оказалось превратить двух мальчишек в лысых и не стричь их при этом. Здесь мы использовали пластический грим. В целом мужчин гримировали так, чтобы они не выглядели накрашенными и сильно ухоженными.

«ЗАСТУПНИКИ»

Понедельник — четверг, 21:30, Первый канал

Let’s block ads! (Why?)

Источник