Ирина Чеснова
Семейный психолог, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, автор книг для детей и взрослых
«Уже не одно десятилетие специалисты говорят о том, что для гармоничной, психологически комфортной и — если для вас это важно — успешной жизни важен не столько уровень рационального, «логического» интеллекта (IQ), сколько интеллект эмоциональный. Или, как его еще называют, эмоциональная компетентность — EQ.
Развитая эмоциональная компетентность — не панацея от жизненных проблем и трудностей. Однако это бесценный подарок для наших детей на их пути во взрослую жизнь. EQ играет центральную роль в общем качестве нашей жизни — в том, как мы налаживаем контакты и ощущаем связь с другими людьми, узнаем новое, достигаем целей, справляемся со стрессом и вообще ощущаем себя внутренне свободными и счастливыми».
Что такое EQ
В первую очередь, это наша способность разбираться в себе, правильно распознавать свои эмоции («что со мной сейчас происходит? что я чувствую? — ага, я злюсь»).
Во вторую — способность понимать, что их вызывает («из-за чего я злюсь? о чем сигнализирует моя злость?»).
И третье — умение управлять собой, действуя себе на пользу («как мне прожить свою злость безопасно для себя и окружающих — при этом не игнорируя и не загоняя ее глубоко внутрь?»). Это называется саморегуляция.
Эмоциональный интеллект «отвечает» за наше умение находить общий язык с себе подобными, поддерживать взаимовыгодные отношения и чувствовать себя свободно в общении. Если уровень EQ низкий, человеку трудно понимать себя. И еще труднее понимать других людей — что они чувствуют, к чему стремятся, чего хотят. Без такого умения невозможно учитывать мотивы окружающих и позитивно на них влиять.
То есть, человек неспособен договариваться, проявлять сочувствие и гибко адаптироваться к окружающей ситуации.
Кроме того, эмоциональный интеллект — это еще и самоуважение, способность выражать свои чувства и мысли — ясно, конструктивно и, что немаловажно, в нужный момент. Ведь человек должен уметь говорить «нет», отстаивать свои ценности, не зависеть эмоционально от других.
А развитый EQ позволяет адекватно оценивать и ценить свои таланты, видеть свои ограничения и сильные стороны, на которые можно опираться, находить выход из сложных ситуаций, эффективно решать проблемы, ставить цели, а также сохранять мотивацию, чтобы закончить начатое и добиться желаемого. Ну и, наконец, быть довольным собой, другими и жизнью в целом.
Зачем EQ школьнику
Чем отличается поведение детей с высоким и низким EQ? Это хорошо видно на контрасте — возьмем заостренные примеры, чтобы различия были видны отчетливее.
Вот, скажем, Вася — обычно он плохо представляет, что с ним происходит. Он раздражителен, часто злится, но не понимает почему. И в такие моменты ему настолько дискомфортно, что он нападает на других, лишь бы ему самому стало легче. Он часто ссорится со сверстниками — ни он их не понимает, ни они его. С ним тяжело общаться, ему важно быть всегда правым. Ему сложно сдержать себя, свои порывы и эмоциональные всплески. Он обвиняет других в своих ошибках, взрывается, когда что-то происходит не так, как он хочет. Болезненно реагирует на перемены. Не отличает добрые шутки от насмешек и нередко обижает одноклассников своими «подколами». У него часто что-то не получается, и он быстро опускает руки, когда трудно…
А это Петя — он понимает себя гораздо лучше и выглядит уравновешенным. Он знает, почему он, например, расстроен или чем недоволен. Понимает, что именно ему интересно. Он может поддержать себя в моменты грусти или отчаяния и не «выливает» свою злость на других. Он часто улыбается, открыт, нацелен на сотрудничество. Чувствует окружающую обстановку и интуитивно понимает, где промолчать, где откликнуться, где отстоять себя.
Петя нравится многим одноклассникам (но, конечно, не всем). К нему тянутся, потому что он веселый, отзывчивый и не стремится кого-то задеть — с ним интересно и безопасно. Симпатия сверстников в свою очередь укрепляет его уверенность в себе — ему есть, с кем разделить свои увлечения, его ценят, он не один. Учится Петя средне, но когда нужно, умеет сосредоточиться, не боится ошибиться, и учителя им довольны: он понимает их требования и признает их авторитет.
Кому из ребят в школе легче и интереснее? Конечно, Пете — благодаря налаженным контактам с детьми и учителями, благодаря тому, что у него многое получается, он чувствует, что справляется. Васе же, чтобы он смог ощутить себя более успешным — и в учебе, и среди учителей и одноклассников — нужно в том числе помочь развить эмоциональный интеллект.
Как развить EQ у ребенка: 4 способа
1. Отражайте состояние ребенка, описывайте то, что с ним происходит, не деля чувства на «хорошие» и «плохие», называйте эмоции: «я вижу, ты расстроился», «тебе грустно», «тебе обидно», «в душе радость», «мне кажется, это очень страшно». Постепенно ребенок будет учиться разбираться в том, что с ним происходит сам. Спрашивайте у него: «что ты сейчас чувствуешь?», «как тебе то, что происходит». Это будет побуждать его заглядывать в себя и налаживать внимательный контакт с собой.
2. Отзываясь на эмоциональное состояние ребенка, учите его при этом регулировать свое поведение. Эти два момента не могут быть отделены друг от друга!
«Когда кто-то берет без спроса твою вещь, обижаться, протестовать и злиться — нормально, но кидаться на другого с кулаками, причинять ему боль — нельзя. Попроси вернуть тебе твою вещь словами».
3. Озвучивайте свои собственные чувства. Для развития эмоциональной компетентности у детей очень важно, чтобы их близкие взрослые хорошо разбирались в том, что происходит внутри них самих, умели проживать свои эмоции, управлять ими и тем самым показывать живой пример. Вы можете сказать ребенку: «я расстроена, но ты здесь ни при чем, мне нужно немного времени, чтобы погрустить и восстановиться». Или «сегодня был трудный день, я устал и раздражен. Сейчас поем, отдохну, и у меня вновь появятся силы».
4. Эмоции можно рисовать, их можно изображать или пытаться угадать. Можно читать вместе книги про эмоции, написанные специально для детей. Сочинять терапевтические истории. А также обсуждать, для чего нам нужно то или иное чувство, о чем оно нам говорит, почему возникло, чем помогает? Можно обсуждать литературных героев, киноперсонажей или знакомых людей — что они почувствовали в той или иной ситуации, «что бы ощутил(а) ты на их месте?», «а как бы ты поступил(а)»?
Кстати
Если у вас остались вопросы к Ирине Чесновой, то их можно задать 8 сентября в 12 часов на малой детской сцене ММКЯ. Там пройдет пройдет презентация серии книг в графическом стиле «Выбор миллионов» (автор — Жо Витек, художница — Кристина Русс), призванных помочь ребенку развить эмпатию и эмоциональный интеллект. Книги представят Ирина Чеснова и Елена Азбукина — практический психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, специалист по образовательной кинезиологии, специалист по работе с детской травмой и семьей, кандидат педагогических наук, доцент.