Цифровизация
Этот тренд проявил себя во всю силу еще в пандемию. Онлайн-образование дает огромные возможности. К физическому местонахождению остаются привязанными дошколята и частично младшеклассники, им в силу возраста трудно быть перед экраном долго. А вот ребята постарше и тем более студенты прекрасно могут получать лекционный материал из любой точки мира, иметь доступ к занятиям ведущих профессоров: университеты открывают доступ к этим лекциям. Физическое расстояние, границы стерлись: теперь педагог не должен приезжать физически.
Педагог очного образования
Коуч, тьютор, модератор. Он точно больше не «говорящая голова», «вещатор», «передаватель знаний», как это было в XIX–XX веках. За «говорящими головами» пойдут в интернет, а вот в школу и в институт идут за уроком-игрой, уроком-фасилитацией, работой в группе. Обучающийся находится в активной роли — он сам найдет и присвоит себе знания. Эффективность такого обучения в разы превосходит устаревший подход. Задача педагога нового поколения — создать атмосферу, организовать, направить. Он вообще не должен учить. Человек, даже маленький, учится только тогда, когда делает это сам. В помощь педагогу есть самые разные методы, которые можно использовать и удаленно. Но это, пожалуй, самое узкое место образовательной системы. Педагоги привыкли работать фронтально — такой подход применяется повсеместно столетиями: фронтальной работе, и никакой другой, учат в педвузах. Переломить систему сложно, потребуется несколько десятилетий, чтобы коучинговый подход в обучении стал общей практикой.
Фокус на развитие личностных навыков
Развитие коммуникативных способностей, креативности, межличностных компетенций. Искусственный интеллект и техника заменят многие профессии. Пугать плохо учащихся детей профессией дворника уже не актуально — по улицам проедет робот-пылесос. Настраивать симпатичную девочку на карьеру «выйти замуж за принца» тоже недальновидно: с принцем еще нужно ужиться. Сила людей — во взаимодействии. Большие дела, амбициозные задачи реализуются командами. Люди усиливают друг друга. И сейчас, чтобы создать трансатлантический лайнер, нужны международные команды.
Lifelong learning
Мир меняется очень быстро во всех его проявлениях: технологии, законодательство, подходы, инновации. Знания постоянно совершенствуются и дополняются. Всем нам потребуется постоянно учиться и развиваться — как в профессиональном поле, так и для себя, для души, чтобы поддерживать свое эмоциональное и энергетическое состояние.
Осведомленное родительство и родители как заказчики образовательного процесса
Тренд на детоцентризм продолжится. Родителями становятся поздно, ближе к 40. Детей в семьях мало (1,7 в среднем). Соответственно, родители обладают ресурсами — финансами, временем, образованием, связями, кругозором, вникают в образование детей и хотят для них лучшего. Образование становится клиентоориентированной услугой, развивается частный сектор.
Геймификация образования
В образовании, даже во взрослом, востребованы элементы развлечения и игры. Человеку свойственно преодолевать, достигать, соревноваться. От страха наказания, на котором базировалось образование прошлых веков, идет переход к мотивации, в т.ч. через игру.
AVR
Погружение в дополненную реальность, делает обучение увлекательным и интересным. Оно добавляет наглядности многим историям, которые невозможно или безумно дорого смоделировать в учебных целях в реальной жизни. Эта технология позволяет качественно готовить специалистов сложных специальностей и отрабатывать работу в команде. AVR используется, например, для подготовки врачей или нефтедобытчиков, работающих на платформе во время шторма.
В образовании до сих пор видят массу, класс, а не конкретного ребенка. Только сейчас педагоги начинают замечать конкретного индивида, обладающего своей скоростью мышления, талантом и интересами.
Использование Agile и Scrum в процессе групповой работы
Эти технологии пришли из IT в обычную жизнь. Ими могут пользоваться старшеклассники и студенты, работая в группе и обучаясь в действии. Заодно студенты освоят современные навыки менеджмента.
Принцип адаптивного обучения, или индивидуализация траектории обучения
В образовании до сих пор видят массу, класс, а не конкретного ребенка. Только сейчас педагоги начинают замечать конкретного индивида, обладающего своей скоростью мышления (именно скорость мышления отличает успешных учеников от отстающих), талантом и интересами. Перестройка образования с массы на конкретного человека позволит обучающемуся развиваться на доступном ему уровне, с доступной ему скоростью и в зоне его интересов. А это решит проблемы раскрытия потенциала человека и профориентации.
Что происходит сейчас? Мы не умеем поддерживать интерес, увлечение ребенка. Дочь или сын с удовольствием рисует, родители бьют тревогу: «А как же языки? А как же математика?» Но те же самые языки и математику можно изучать через рисование, со временем перейдя на программирование и графический дизайн, используя софт на иностранном языке. Кстати, кружки, секции, школы искусств — важная часть образования, они более гибко следуют спросу и дают востребованные знания.
Междисциплинарность и интегральность обучения
Многие дисциплины искусственно разорваны программой и не дают полноты картины. Совмещать их сложно, т.к. нужно одновременно два педагога-предметника, которые получают зарплату, возможно, специальное помещение. Но все же интегральный подход дает глубокий результат. Для изучения эпохи можно проводить совместные уроки по литературе, музыке и рисованию; можно совмещать географию и историю; химию, физику и биологию — и делать это максимально приближенно к жизни.
Фото: Олег Бородин и фото и личного архива