Даже те, кто не знаком с творчеством этого художника, знают его самую известную картину «Крик».
Глядя на искаженное в ужасе лицо героя, нельзя не почувствовать всю ту силу ужаса и эмоциональный накал, которые художник вложил в свое произведение. Этим Мунк особенно выделялся на фоне других творцов. Он и сам не скрывал, что вдохновлялся людскими тревогами и переживаниями и без зазрения совести выставлял на всеобщее обозрение подробности частной жизни близких ему людей — родственников, друзей, учителей и, конечно же, женщин, коих в его жизни было немало.
«Женщина в ее тотальной изменчивости — это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание, человек… Человек, сводящий с ума…» — писал Эдвард Мунк в своем дневнике. По этим строчкам можно сделать вывод, что ни один роман художника не имел хэппи-энда.
Милли Таулов
Первая любовь никогда не забывается! Вот и Эдвард Мунк на всю жизнь сохранил воспоминания о Милле Таулов. На момент их встречи ей было 25 лет, ему — 21 год. Она была замужем, он же еще ничего не знал о любви.
Выросший в глубоко религиозной семье Эдвард и подумать не мог о том, чтобы иметь связь с несвободной женщиной. С другой стороны, его так сильно тянуло к ней, что он готов был переступить черту. К счастью, этого не потребовалось. Милли не отвечала Эдварду взаимностью, а порой даже насмехалась над его чувствами.
Вот вам и причина того, почему в дальнейшем его отношения с женщинами будут столь сложными.
Не имея возможности в реальной жизни заключить в свои объятия любимую женщину, Мунк сделал это на холсте.
Картина «Танец жизни» является одной из центральных на выставке в «Третьяковской галерее» и, по словам экспертов, наиболее эмоциональной в творчестве художника.
Тулла Ларсен
Именно этой женщине принадлежит звание главной музы художника. Мунк ее обожал и в то же время ненавидел, страстно желал и не раз хотел убить — Тулла была настоящей femme fatale, красивой и порочной.
Их знакомство состоялось в 1898-м, а отношения продлились четыре года. Ларсен была наследницей состоятельного виноторговца и подарила Мунку, что называется, красивую жизнь — они много путешествовали, останавливались в самых роскошных отелях, обедали и ужинали в дорогих ресторанах. Все, конечно же, за ее счет. Мунк, как и любой другой художник, часто был без гроша в кармане.
Тулла Ларсен была готова положить к ногам Мунка весь мир, а взамен просила лишь одного — стать его законной женой. Сам же художник был категорически против брака и не считал нужным скрывать это от своей богатой любовницы. Известен случай, когда они ехали на поезде в Берлин, и Ларсен в очередной раз заговорила о семейной жизни. Без лишних слов Мунк встал и спрыгнул с поезда…
Чувствуя, что их роман неминуемо движется к своему завершению, Тулла решила проучить непокорного и свободолюбивого Эдварда.
Дело было в конце 1902 года, когда женщина передала через посыльного записку, в которой сообщила, что вот-вот умрет от передозировки морфия. Встревоженный Мунк незамедлительно приехал к ней и увидел страшную картину: Матильда, завернутая в саван, лежала в гробу, окруженном горящими свечами. Стоило художнику только приблизиться, как его любовница, живая и здоровая, поднялась и, размахивая револьвером, начала угрожать самоубийством.
Во время громкой перепалки раздался выстрел — Мунк был ранен в руку. Подобное происшествие не могло не иметь печальных последствий — на несколько недель Эдвард Мунк лег в психиатрическую больницу.
С Туллой Ларсен он больше никогда не общался, а если и вспоминал, то называл ее «та женщина». Несмотря на столь печальную историю, «та женщина» оказала сильное влияние на творчество художника. Именно она изображена на его картинах «Вампир», «Метаболизм» и «Танец жизни». В последней она смотрит на главных героев произведения — Эдварда Мунка и Милли Таулов, слившихся в объятиях.
Ева Мудоччи
Скрипачка Ева Мудоччи заметно выделяется на фоне других женщин Мунка. Ведь с ней художник… ни разу не виделся! Их роман существовал исключительно на бумаге. В этой переписке, длившейся несколько лет, Ева не настаивала на встречах, не признавалась Эдварду в любви, не говорила о замужестве. Она лишь изливала ему свою душу, в деталях рассказывая о непростой судьбе. А мы уже говорили ранее, что лишь такие личности вдохновляли художника.
Мудоччи Мунк запечатлел в картине «Брошь». Сюжет литографии 1903 года тесно связан с одной из культовых картин Мунка под названием «Мадонна» (1893-й). Также девушке были посвящены еще две работы, созданные в том же году — «Концерт для скрипки» и «Саломея».
По словам Мунка, у Евы были «тысячелетние глаза», и он был готов рисовать их снова и снова. Но постепенно это желание, как и отношения пары, сошли на нет.
Дагни Юль
«В нее были влюблены все мужчины — ее смех сводил их с ума», — так писали о Дагни Юль, с которой Эдвард Мунк познакомился во время одной из встреч со своим биографом Станиславом Пшибышевским. Станислав был супругом Дагни.
Неизвестно, как именно развивались отношения Мунка и Юль, но именно с этой женщиной художник впервые узнал, что такое ревность. Ее он ревновал ко всем: к законному супругу, к другим мужчинам (а их всегда было очень много вокруг красавицы Дагни), даже к ее родным детям!
Ревность толкает на многое. Мунка она толкнула на создание картины под названием… «Ревность».
Как отмечал автор, в портрете Дагни он пытался изобразить самого дьявола. Вот это была женщина!
Пару слов хочется сказать о том, как закончилась ее жизнь. Умерла она, как и полагается роковой даме, молодой (в 33 года) от рук своего очередного любовника. В номере грузинского Гранд Отеля она была убита на глазах у 6-летнего сына.
Эдвард Мунк пережил свою возлюбленную на 43 года. Он скончался в 1944-м в возрасте 80 лет. В полном одиночестве.
Фото: Getty Images, EAST-NEWS