«Красота требует жертв». Эта прописная истинная порой толкает женщин на безумства. Женщинам, живущим в СССР, повезло лишь в том, что давно миновала средневековая мода на цинковые белила и тесные корсеты, вызывающие обмороки и смещение внутренних органов. Однако, чтобы соответствовать веяниям моды, им также пришлось повозиться. Сейчас, во времена изобилия и доступности бьюти-средств и техники, мы можем нашим мама и бабушкам только посочувствовать. И удивиться: как вынослива бывает женщина, которая хочет быть красавицей!
Металлические бигуди
Фото: Getty Images
Железная трубочка с круглыми дырочками по бокам для циркуляции воздуха и с резинкой, завязанной у основания, чтобы держать прядь волос. Классическое бьюти-пыточное средство эпохи СССР. В советских парикмахерских такие бигуди висели на стене в огромных снизках, надетые за резиночки на толстую загнутую проволоку.
Чем же были ужасны эти бигуди? Да буквально всем. Голова женщины, уснащенная парой десятков железных бигуди, становилась тяжелой, словно пушечное ядро. Они безжалостно тянули пряди и силой собственной тяжести, и резинкой. А от резинок на высохших прядках оставались безобразные заломы. Чтобы не портить заломами верхние, «главные» для прически пряди, между резинками верхнего ряда бигуди вставляли толстую вязальную спицу или карандаш.
А теперь внимание, барабанная дробь. Самые стойкие жительницы СССР завивали волосы на бигуди с вечера и… спали на них. Целую ночь промучиться на железках, чтобы утром прийти на работу с кудрями! И после этого мы смеемся над тем, как в фильме Рязанова «Служебный роман» секретарша Верочка учит начальницу Людмилу Прокофьевну выщипывать брови рейсфедером…
Сушка волос над газом
«Первый электрический фен у меня появился примерно в начале восьмидесятых. Это была страшно шикарная по тем временам вещь, хоть и довольно громоздкая, – вспоминает 65-летняя Галина Николаевна. — У фена были разные насадки и огромный капюшон из шуршащей болоньи. Но мне он был мил и без насадок – он же дул горячим воздухом прямо на волосы! Больше не нужно было стоять по утрам над горящими газовыми конфорками, держа развернутую газету над головой».
Сушка волос над горящим газом – то еще удовольствие. А если учесть, что женщина при этом не только портила волосы сильным жаром и разогретыми металлическими бигуди, но и вдыхала вредные продукты горения бытового газа, то процесс вполне можно назвать пыткой.
Эффект накладных ресниц по-советски
Фото: Getty Images
Услуга по наращиванию ресниц сейчас относится к одной из самых востребованных на бьюти-рынке. Ресницы-опахала, мечта каждой женщины, сейчас при желании доступны всем.
В СССР юная красавица, грезя о длинных ресницах, делающих лицо таким хрупким и трогательным, вынуждена была идти на хитрости. Сухую «Ленинградскую» тушь для ресниц умелицы разводили до идеальной степени густоты и наносили в несколько слоев. А чтобы слои были толще и ресницы скорее приобрели угольную «мохнатость», к разведенной туши подмешивали немного обыкновенной муки или пудры.
Колготки-невидимки
Фото: Getty Images
Элегантность женщины немыслима без чулок, а что делать, если колготки и чулки – страшный дефицит?
«Накануне лета некоторые молодые девушки шли на уловку – подкрашивали ноги в цвет загара с помощью отвара луковой шелухи, – вспоминает Раиса Васильевна, 66 лет. — По крайней мере, вечером на танцах это выглядело очень даже ничего. А позже, когда в продажу поступили первые колготки скучного бежевого цвета, их тоже красили в отваре луковой шелухи в темно-коричневый цвет».
Сладкие женщины
Фото: Getty Images
Возле полок обычного современного универсама, уставленного средствами для укладки волос, женщина из 60−70-х годов, наверное, потеряла бы сознание от восторга. Оказывается, бывает не только лак для волос (дефицит!), но и муссы, пенки, спреи, гели, воски и даже глина для моделирования локонов. Оправившись от обморока, советская женщина многое могла бы нам порассказать.
Например, как в парикмахерских и в домашних условиях перед завивкой на бигуди локоны смачивали раствором сахара или пива, чтобы хоть как-то зафиксировать «волну» или начес. Нападения на красавиц с сахарными кудрями ос и пчел были нередки и даже высмеивались в юмористическом журнале «Крокодил».
Прическа с «начинкой»
Фото: Getty Images
Конец 60-х – начало 70-х годов прошлого века – эпоха повальной моды на высокие прически. Пытки ради красоты практиковались регулярно и повсеместно. Ужасен и губителен для волос был сам процесс тупирования, то есть начесывания прядей, сваливания их в клубок войлока ради прически. Прическу, сделанную у мастера, сохраняли неделями, как зеницу ока – не каждый же день бегать в парикмахерскую надирать волосы. Спать вполглаза, оберегая модную высокую прическу, – разве это не пытка? Тогда усилим ощущение одной небольшой деталью: хорошо, если основой для «халы» служил старый капроновый чулок, а бывало и так, что объема добивались закладыванием внутрь домика из волос консервной банки. Пустой, естественно. Хоть на том спасибо.
Последние достижения химической промышленности
Фото: Getty Images
«Бровь должна быть тоненькая, как ниточка, удивленно приподнятая», – вернемся к наставлениям секретарши Верочки из фильма «Служебный роман». Странно было бы думать, что советская промышленность станет думать о том, чем советской женщине рисовать себе брови. Сама что-нибудь найдет и нарисует. Так оно и было: к услугам дам в СССР были так называемые химические карандаши – синего и черного цвета. Тот самый химический карандаш, который начинал ярко писать, если намочить грифель. И брови можно изобразить, и стрелки, как у Марины Влади в фильме «Колдунья». Главное – послюнявить карандаш.
Тени для век из толченого мела с примесью порошки синьки – разве это не пытка ради того, чтобы выглядеть стильно? Соскребать булавкой золотую краску с букв «Смоленск», написанных под крышкой пианино, чтобы сделать себе золотые тени, – это ли не изощрение?
«В моде была светло-сиреневая помада, а в продаже – только жуткого морковного цвета, – рассказывает Светлана Викторовна, 67 лет. — А мне однажды страшно повезло – я купила коробку театрального грима! Я смешивала белую гримировальную пасту с малиновой и получала вожделенный сиреневый цвет. С черными стрелками макияж был просто космический!»
Чулочный антигламур
Фото: Getty Images
Сейчас девушки покупают чулки, чтобы соблазнять или создавать ретрообразы в стиле пин-ап. В 60-е и 70-е годы чулки носили лишь потому, что еще не было в продаже колготок. Верхний край чулка либо пристегивался к поясу (который еще и выполнял роль утягивающего белья), либо… Об этом даже рассказывать больно: поддержать чулок можно было специальной круглой резинкой, которая тесно облегала верх ноги. Естественно, это было страшно неудобно. Резинки больно врезались в тело и останавливали кровообращение.
Парниковый эффект
Фото: Getty Images
70-е годы прошлого века – эпоха синтетических кудрей. С помощью хны, бигуди и начеса можно было создать стильный образ, но был и кардинальный способ решения всех проблем – парик. Надела утром – и сразу с прической, с копной локонов. Можно каштановых, можно рыжих, но особый шик – это холодный блонд с оттенком седины. Примерно в таком парике мы видим в нескольких эпизодах героиню Наталью Гундаревой в фильме «Сладкая женщина». Всем был бы хорош парик, если бы в нем не было так жарко, и если бы под ним, лишенные кислорода, не портились бы так сильно собственные волосы красавиц.
Однако следует отдать должное нашим мамам: даже при таких скудных возможностях они умудрялись быть неотразимыми и кружить головы мужчинам.
Подработки в СССР: как наши мамы добывали себе лишние деньги
Фитнес в СССР: секреты стройности наших мам и пап