Установить точную дату появления прародителя шляпы не представляется возможным. Стоит предположить, что головной убор — ровесник человека. Он защищал своего обладателя от нежелательных погодных явлений. Существует легенда, что бог Гермес преподнес петатос (колпак) древним грекам для путешествий. Он состоял из тульи (часть, покрывающая голову) и широких полей. Считается, что от него и произошли все остальные фасоны шляп.
Если первые головные уборы мастерились из травы, листьев или шкур, то с развитием общества усложнялись и материалы для шляп. Это ткань, мех, шерсть, бумага, даже глина. Один из королей обязал своих подданных носить глиняные широкополые шляпы. Они мешали людям приблизиться друг к другу и пошептаться. А вести громкие разговоры было опасно из-за вездесущих соглядатаев и доносчиков. В глиняной шляпе невозможно было подраться, чтобы ее не разбить. А за повреждение шляпы грозил огромный штраф и суровое наказание. Неизвестно, удалось ли правителю навести порядок в стране, но традиция носить широкополые шляпы осталась. Правда, сейчас они соломенные.
Долгое время головные уборы Востока и Запада различались. Но в Средние века привозимые трофеи крестовых походов оказали влияние на шляпную моду Европы. Оригинальные остроконечные колпаки из картона, обтянутые тканью (геннины), и тюрбаны (чалмы) привлекли внимание дам.
В XIV веке с легкой руки французской королевы Изабеллы Баварской и одобрения ее супруга Карла VI на целый век воцарились шляпообразные сооружения высотой около метра. Однако и здесь не обошлось без сословных ограничений. Придворным разрешались конструкции не выше 75 см. Кавалеры стали казаться слишком малорослыми рядом со своими модными спутницами. И мужским шляпам пришлось тоже становиться большими. К тому же обычаи средневековых городов заставляли защищать костюмы и лица от нечистот, льющихся из окон.
Самый, пожалуй, распространенный головной убор — берет — появился еще у этрусков до нашей эры. В то время его носили все сословия. К XVI веку берет стал частью наряда актера, музыканта, художника. В наши дни считается, что берет подходит любому типу женского лица.
Примерно в то же время появляется мода на чепцы. Тогда их использовали для защиты волос во время купания и сна. С 1820-х годов чепец будет обязательным аксессуаром для замужней дамы. А третье возвращение случится в ХХ веке. Шляпки этой формы, сделанные из соломы, не утратят своей привлекательности на протяжении всего столетия.
В XVII–XVIII веках шляпы носят максимально украшенные. Это настоящие клумбы цветов и драгоценностей. Тогда же появляется профессия «модистка». Среди мужских головных уборов особо распространенной становится треуголка. Изготовлялась она из фетра, была легкой, теплой и благодаря форме не закрывала обзор. Во время правления Людовика XIV стала элементом военной формы.
Еще одно изобретение, полюбившееся всем мужчинам конца XVIII — начала XIX столетия, — цилиндр. Его изобрел англичанан Джон Геттерингтон в 1797 году. Цвет цилиндра определял его назначение. Серый — для выхода в свет, черный — для повседневной носки. С 1820 года стал популярен боливар — цилиндр с широкими полями. Особым спросом у театралов пользовался шапокляк из-за своей возможности складываться в гармошку. Тогда его можно было легко сдать в гардероб.
Для мужчин этот период был отмечен еще одной знаковой моделью. Братья Болер в 1849 году разработали модель округлой формы — котелок. Основным требованием заказчика к модели была невозможность сорвать шляпу с головы порывом ветра. Заказчик проверил крепость шляпы, прыгнув прямо на нее, и остался доволен. Эта модель была популярна среди всех профессий и сословий.
Настоящий бум на шляпы начался в XIX веке. Из Англии быстро распространилась мода на капор. Его делали из прессованного картона, которому придавали полукруглую форму, обтягивали тканью и всячески украшали. Постепенно большие поля становились все меньше и в конце концов капор уменьшился до размеров небольшого украшения. Головной убор удерживался на голове с помощью завязанных под подбородком лент. Все многообразие дамских шляпок того периода были объединены именно этой особенностью. Мантоньерки — так назывались эти завязки.
Во второй половине XIX века шляпная мода совсем обезумела. К примеру, дамские шляпы могли украшаться живыми лягушками и птицами. А новые модели уже не являлись сугубо мужскими или женскими.
Женская шляпа федора с широкими полями перекочевала в мужской гардероб. Она, как и трилби, у которой поля были чуть уже, изготавливалась из фетра и была очень удобна для передвижения на автомобиле. Популяризации этих фасонов способствовала киноиндустрия. Брутальные образы гангстеров из голливудских блокбастеров обязательно подчеркивались такой шляпой. Именно благодаря этой шляпе Фрэнк Синатра стал узнаваем и популярен.
А разновидность под названием «Борсалино» (собственно бренд, а не модель) навсегда ассоциирована с сицилийской мафией и Аль Капоне. Шляпа для веселья, канотье, с французского переводится как «гребец», также весьма полюбилась всем европейским населением. Канотье имеет приплюснутую форму и поля. Классическое канотье изготавливается из соломы.
К концу XIX века и дамы рьяно стали осваивать чисто мужские до того момента модели. Цилиндры, котелки, ковбойские шляпы, канотье — все это обтягивалось шелком и украшалось лентами и кружевом. Часто за один сезон сменялось несколько моделей-фаворитов. Поводом для создания новой шляпки могли послужить как политические события, так и небольшие происшествия, театральные постановки или модные романы. Шляпка стала обязательной частью облика любой женщины. Можно было выйти из дома без сумочки, но без шляпки, что вы, что вы… Никогда.
Начало ХХ века ознаменовалось новым течением в искусстве — модерном. Цветы, повсюду цветы. Снова в моде широкополые шляпы, на которых могут разместится целые поля и клумбы. Даже первый производитель автомобилей во Франции де Дион вынужден был считаться со шляпной модой. Он высчитал высоту кузова, чтобы в ней могла поместится шляпа куртизанки Отеро. Именно в это время начала свою карьеру Габриэль Шанель. В 1909 году она открыла ателье по изготовлению шляпок.
Но мода — дама капризная, и уже к 1910 году поля шляпок уменьшаются и загибаются вверх, цветы почти исчезли, только вуаль еще не сдается. По-прежнему актуальны тюрбаны из дорогих тканей. Но это «мода для избранных». Необходимой деталью крепежа стала шляпная булавка — заостренный стержень с головкой из золота или драгоценных камней. В транспорте или толчее они становились источником травм. В 1912 году в Петербурге и Москве городское управление запретило дамам в шляпах с длинными булавками ездить в городском транспорте.
С началом Первой мировой войны все очень упростилось. А эмансипация завершила начатое. Впервые женщина приносит в жертву свободе свои локоны. Шляпки становятся облегающими, порой совсем без полей. В моду входит шляпка клош, по форме колокольчик. До середины 30-х годов любая уважающая себя дамочка имела несколько подобных шляпок. Они украшались небольшими вуалетками, бисером, перышками, маленькими искусственными цветами.
Годы идут: у шляп снова появляются поля, укладываясь в причудливые изгибы. Снова возвращается шляпка-канотье из соломки. Очень популярны становятся ажурные шляпки из конского волоса. Постепенно шляпы становятся все меньше и уже. Появляются таблетки — настолько миниатюрные, что их приходится крепить с помощью дюжины заколок или резинки. Шляпки теперь подбираются к каждому костюму и поводу, а их множество. Считалось верхом неприличия появиться где-то без шляпки.
В годы Второй мировой войны снова наступает затишье на шляпном фронте. Носибельны лишь два варианта. Сдвинутая на лоб маленькая шляпка, повязанная сверху платком или шарфом. И глубокая шляпа с широкими нависающими полями из длинноворсового мягкого фетра. В основном женщины носили платки. А в Англии в 1942 году мужские шляпы разрешалось продавать только лысым клиентам — дефицит.
В послевоенные годы появляется стиль нью-лук. В моде широкополые шляпы. В 50-е наступает Ренессанс шляпной эпохи. Это, пожалуй, самый женственный период прошлого столетия. Популярны миниатюрные сумочки и шляпки.
60-е запомнились нам как усовершенствование стиля 30-х. На память приходят шляпки-таблетки Жаклин Кеннеди и очаровательные шляпки Одри Херберн. Мужчины тоже не оставались равнодушны к шляпам. Достаточно упомянуть тогдашнего руководителя нашей страны. Н. С. Хрушев носил только отечественные товары, исключение делал лишь для шляп.
Мода 70-х — широкополая шляпа, беретик и платок. В 80-е о шляпах позабыли — в моде были начесы. А 90-е называют временем бейсболок.
В конце ХХ столетия показалось, что время шляпок ушло навсегда. Но это опровергают все модные дома. Их коллекции всегда включают и шляпы всевозможных фасонов. Есть и знаменитые дизайнеры, занимающиеся шляпами. Например, Филипп Трейси. А еще создаются эксклюзивные шляпы. Французский дизайнер Луи Мариет изготовил шляпу из платины, инкрустировав ее бриллиантами. Стоимость шедевра 2,7 млн долларов. Но он не для продажи. Главной выставкой оригинальных фасонов шляп остаются королевские скачки в Британии. В каждый из пяти дней положено надевать новую шляпку. Королевские особы по сей день не выходят на люди без шляпки.
Пусть мы не имеем титула королевы. Но каждая из нас, надевая шляпку, становится дамой. Новая шляпка — новый образ мыслей, новая загадка. История продолжается.