«В моей смерти прошу винить Клаву К.»: сценарист написал драму о чужой жене, которую обожал всю жизнь

Реклама

культура

«В моей смерти прошу винить Клаву К.»: сценарист написал драму о чужой жене, которую обожал всю жизнь

«В моей смерти прошу винить Клаву К.» вышел на экраны в 1979 году и сразу стал кассовым. Фильм был посвящен не столько школьной драме, сколько стал одой нежности первой любви, в которой все без вины виноваты, хотя никто не хотел сделать другому больно. Просто разве можно приказать сердцу?

Мало кто знает, что у главных героев Сережи и Клавы были реальные прототипы: сценарист фильма Михаил Львовский и его первая большая любовь Валентина Архангельская. Они познакомились еще маленькими, вместе росли, становились взрослыми. Львовский окружил капризную и красивую Валю заботой, на которую был не способен не то что школьник, а порой и взрослый человек. Он дарил ей подарки, делал за нее уроки, помог ей подготовиться к поступлению в Вахтанговское училище, хотя сам в это время сдавал экзамены в Литературный институт. Они планировали пожениться после окончания учебы, но грянула война.

«В моей смерти прошу винить Клаву К.»: сценарист написал драму о чужой жене, которую обожал всю жизнь

Валю, «милую Валюшу» вместе с театром эвакуировали в Среднюю Азию, где она познакомилась с Александром Гинзбургом, поэтом, драматургом, позже прославившемся как Александр Галич. Их вместе поставили для прогона спектакля «Парень из нашего города» и больше влюбленные не расставались: это была вспышка, страсть, солнечный удар! Львовский с ума сходил на фронте, писал своей зазнобе письма, отговаривал ее от встреч с Гинзбургом, но все было бесполезно. Влюбленные приняли решение пожениться, о чем Валя и сообщила ему в письме. Это было больнее, чем пулевое ранение. Больнее, чем когда после войны ему запретят работать на радио из-за ложного доноса на его родственников. Больнее, чем стать «литературным негром» вместо того, чтобы писать от своего имени, своего таланта. Больнее, чем забирать посвящение у песен, написанных в ее честь. 

«В моей смерти прошу винить Клаву К.»: сценарист написал драму о чужой жене, которую обожал всю жизнь

Не было вообще в жизни писателя такой боли, которая пересилила бы это предательство. Та, кому он мечтал посвятить жизнь, предпочла другого ему. Он будет любить ее до последних дней, слышать рассказы о Вале от общих знакомых, но больше ни разу не захочет с ней встретиться. Это было принципиальное решение: да, я тебя люблю, но предательство не прощают.

Те, кто был знаком с Валентиной, могли с легкостью узнать ее в героине картины «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Она была также капризна, взбалмошна, привыкшая к вниманию мужчин. Она как будто жила не в послевоенном СССР, а в своем внутреннем Париже. Обождала дефицитные наряды, не любила спешить, всегда опаздывала. Впрочем, ее необязательность однажды спасла ей жизнь. Во время войны Архангельская не пришла вовремя в театр: тогда актеры по очереди дежурили, чтобы сбрасывать с крыши бомбы-«зажигалки». В тот вечер был особенно тяжелый налет фашистов. Не все бомбы успели потушить, здание охватил огонь. Все, кто дежурил, погибли. Валя осталась жива.

«В моей смерти прошу винить Клаву К.»: сценарист написал драму о чужой жене, которую обожал всю жизнь

Супруга Галича обладала невероятно магическим обаянием, перед которым не могли устоять мужчины, но она самозабвенно любила супруга и была верна ему. А вот Галич тем же самым похвастаться не мог. Когда она узнала об измене мужа, собрала его чемодан и выставила за дверь. Он стоял на коленях перед дверью, просил прощения, потом дежурил у окна ночами, но она подала на развод. Обратной дороги не было. Она отвергла мужчину, который ее обожал, ради того, кто променял ее на другую. 

Патовый цуцванг, Валя хорошо играла в шахматы, ей не обязательно было заканчивать эту партию, чтобы все понять.

«В моей смерти прошу винить Клаву К.»: сценарист написал драму о чужой жене, которую обожал всю жизнь

Так что же помешало ей вернуться к Львовскому? То же, что помешало простить Галича — гордость. 

Много лет спустя, в 1977 году она вспомнит свою больную, преданную любовь к Галичу и будет рыдать, узнав о том, что его не стало. Но с тех самых пор, как развод был оформлен, она ни разу не видела человека, который, как скажет Клава в фильме: «…Подарил мне меня, понимаешь?»

Валентина Архангельская все же нашла женское счастье, через два года она вышла замуж за актера Юрия Аверина. Он был снисходителен к капризам супруги, терпелив и мягок. Они играли вместе в Иркутском театре, позже переехали в Брянск, оттуда — в столицу, где служили в Малом театре. Супруги прожили вместе много лет, до самой смерти Юрия Аверина в 1990 году. Валентина Архангельская пережила мужа на 9 лет.

«В моей смерти прошу винить Клаву К.»: сценарист написал драму о чужой жене, которую обожал всю жизнь

Михаил Львовский же собрал по кускам разбитое сердце, окончил Литературный институт, спустя год начал печататься, написал более 300 стихов и песен. Еще в юности он посвятил знаменитую «На Тихорецкую состав отправится» Валентине Архангельской, но после того, как она ушла к Александру Галичу, он свое посвящение снял. Львовский был талантливым автором сценариев, по которым сняты фильмы о подростках: «Точка, точка, запятая», «Это мы не проходили», «Я вас любил», «Завтрак на траве»… Он умер в возрасте 75 лет. Незадолго до смерти он признался дочери своей большой любви Алене Галич-Архангельской в том, что всю жизнь он любил единственную женщину — ее маму, ту, которой дарил всего себя.

Фото: кадр из фильма

Adblock test (Why?)

Источник