Первое воспоминание из детства: медная табличка с номером девять по улице Таврической. Огромный дом ее детства. Сюда из роддома принесли крошечную Тату, здесь она пережила десятки драматических моментов детской биографии. Когда-то весь дом принадлежал ее бабушке, которую в советское время стали вслед обзывать «домовладелькой». Урлаубы до войны были состоятельной семьей.
Прапрабабушку Татьяны, Луизу Графемус, считали второй Надеждой Дуровой. Ее супруг воевал в армии, и женщина отправилась за ним на фронт, переодевшись в мужскую форму. Во время боя потеряла руку, а вскоре узнала, что муж погиб. Снова вышла замуж, теперь за печатника Кессениха, и переехала в Санкт-Петербург. Луиза была хозяйкой танцевального класса и трактира «Красный кабачок», который упоминали в своих произведениях Тынянов и Пушкин.
Дед Татьяны Урлауб — Егор Федорович — был известным художником, его картины и сейчас висят в Русском музее. Почти все ее немецкие предки были живописцами, архитекторами, музыкантами. Ходили семейные легенды, что в Петербурге один из них имел самые известные мастерские оптики, а реклама магазина «Урлауб» висела над входом в легендарный «Пассаж».
Таня появилась на свет 2 июля 1928 года в Ленинграде. Ее отец Людвиг Львович работал инженером-химиком на заводе «Фармакон». В совершенстве владел французским и итальянским языками, прекрасно пел романсы, сам сочинял стихи.
По рекомендации крестного отца Татьяны Петрова-Водкина родители отдали маленькую дочь в Ленинградское хореографическое училище им. А. Вагановой. В год, когда она должна была получить диплом, началась война.
Дальше была эвакуация, голодная жизнь в Перми, долгожданная встреча с родителями. Отца, как этнического немца, арестовывали дважды — в 1937 году и в 1943-м. Из лагерей в Ленинград он вернулся только в 1956-м, тогда же узнал, что сын погиб еще на фронте, а его младшая дочь теперь актриса.
В их большом доме на Таврической жили другие люди, уникальная мебель из красного дерева была распродана, а жена и дочь занимали крохотную каптерку на первом этаже.
Пойти на киностудию молоденькую аристократку Татьяну заставила нужда — там в массовке платили хотя бы какие-то деньги, тогда как балет после войны не оплачивался совсем. Еще Таня подрабатывала в Доме моделей одежды.
Раз в три месяца она демонстрировала наряды в Ленинградском доме мод, за показ платили триста рублей, эти деньги позволили им с мамой не умереть с голоду.
На «Ленфильме» Урлауб долго играла в массовке, пока красоту несостоявшейся балерины не заметил режиссер Григорий Козинцев, предложив роль в фильме «Пирогов». В то время у него стажировались на съемочной площадке Эльдар Рязанов и Станислав Ростоцкий. Подозвав молодых людей, режиссер дал им задание: «Чтоб за неделю научили Таню говорить басом и гэкать». Трудная задача для коренной петербурженки.
О том, что фильм был встречен критикой хорошо, Урлауб узнала за Полярным кругом, куда уехала вслед за мужем — лейтенантом военно-морского училища Константином Пилецким. В титрах картины ее уже подписали как Пилецкую.
Актриса рассказывала о себе: «Каждая кинопроба стоила мне невероятных усилий, нервов. Я долго играла эпизодические роли. И в »Зеленой карете», и в »Прощании с Петербургом», и в »Сильве» приходилось доказывать, что ты что-то можешь, что ты лучше других».
Доказывать, что она талантлива, Пилецкой приходилось еще и потому, что чаще всего ей предлагали играть роковых красавиц, разлучниц, картонных, простых героинь. И только в «Сильве» она попробовала себя в драматической роли благородной мамаши. Это дало другой старт и для ее театральной карьеры.
Татьяна была трижды замужем. С капитаном первого ранга Константином Пилецким красавица прожила 15 лет. Доля жены офицера такова, что часто приходится переехать, а Таня хотела делать карьеру, в итоге пара приняла решение расстаться. Но при этом они сохранили теплые отношения после развода.
Вторым супругом актрисы стал солист Ленинградского театра музкомедии Вячеслав Тимошин, но и этот брак оказался неудачным.
Настоящее женское счастье Пилецкой удалось найти только в 40 лет — с артистом, мимом ансамбля «Дружба» Борисом Агешиным, с которым они прожили вместе больше 40 лет. Несмотря на то, что супруг был младше Пилецкой на 12 лет, оба считали, что им крупно повезло встретить друг друга.
Впрочем, был в жизни актрисы «Разные судьбы» еще один человек, оставивший неизгладимый след в ее душе. В 1956 году на съемках фильма «Невеста» ее партнером стал молодой актер Олег Басилашвили. Говорят, между ними вспыхнул яркий роман.
Приехавшая на съемку жена актера Татьяна Доронина сразу почувствовала измену, но выяснять отношения не стала. Тихо собрала вещи и укатила обратно в Сталинград. Там она узнала о своей беременности, но осознав, что ее брак уже рухнул, сделала аборт. Акушерка сказала: у нее была двойня.
Сама Пилецкая свой роман с женатым Басилашвили в интервью отрицала.
— Да, мы с Олегом снимались в его первом фильме «Невеста», играли главные роли, — рассказывала Татьяна Львовна — Меня утвердили в эту картину сразу после ленты «Разные судьбы». А вот Олежка тогда был еще совсем молодым, делал первые шаги в профессии и считал роль эдаким госэкзаменом. Наш дуэт получился убедительным, вот и остался в памяти у зрителей.
— Татьяна Доронина в автобиографии написала, что избавилась от двойни, после того как Олег Валерианович закрутил на этих съемках роман с некой актрисой.
— Олег всегда был скромным человеком. Да, у нас на картине он ходил с влюбленными глазами. Но все потому, что играл такую роль.
— И, как говорят, потерял голову от вас не только по сценарию, но и в реальной жизни?
— Каждая женщина — и Татьяна Васильевна в их числе — мыслит по-своему. Раз она думала так, то это ее личное дело, в конце концов.
В 2018-м Пилецкая похоронила третьего мужа и с тех пор живет в центре Санкт-Петербурга одна. В свои 94 года Пилецкая сохраняет безупречную осанку и никогда не выходит дома без помады и каблуков.
«Умением носить платья любой эпохи, держать спину, не сутулиться, не скукоживаться я обязана балету, ведь окончила балетное училище имени Вагановой», — говорит она.
Актриса до сих пор играет в родном театре «Балтийский дом» в спектаклях «Деревья умирает стоя», «Семья в подарок» и «Театральный роман».
«Главное, сохранять здравый рассудок и быть востребованный», — раскрывает секрет своего творческого долголетия актриса.
И надо отметить, не бывает такого выхода, когда поклонники бы не подарили ей букеты роз.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Юрий Белинский, Legion Media, кадры из фильмов