О чем кино: лента основана на реальных событиях начала XVIII века и рассказывает об истории освоения Сибири в эпоху петровских преобразований. Молодой офицер Иван Демарин (Илья Маланин) по указу царя отправляется в первую столицу Сибири – Тобольск, где встречает любовь – Машу Ремезову (Юлия Макарова), дочь известного историка Сибири Семена Ремезова (Дмитрий Назаров).
– От момента написания сценария до выхода фильм в прокат прошло три года, – рассказывает генеральный продюсер картины Олег Урушев. – Ключевых актеров выбирали вначале вместе с писателем Алексеем Ивановым. Мы считали, что Ремезова должен сыграть Сергей Гармаш, а князя Матвея Гагарина, первого губернатора Сибирской губернии, – Дмитрий Назаров. Но перед началом съемок Гармаш ушел в собственный проект, а Назаров захотел стать Ремезовым. Мы воссоздавали историю о трех мирах: русском, европейском и восточном. Через любовную линию Ивана и Маши передавали отношение к Родине, чести, достоинству. Весь фильм, в том числе и сцены, происходившие в Санкт-Петербурге, снимали в Тобольске, где были выстроены масштабные декорации. Роль реки Невы сыграл Иртыш. Старая архитектура Тобольска оказалась вполне аутентична раннему Санкт-Петербургу, а узнаваемые объекты северной столицы дорисовали с помощью 200-метрового хромакея (технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции с использованием зеленого фона. – Прим. «Антенны») и компьютерной графики.
Актеры, сыгравшие главные роли в историческом эпосе, рассказали, как им пришлось вживаться в образы своих персонажей.
– Мне не нравится, как закончил свой жизненный путь Гагарин, – признается Дмитрий Назаров, – поэтому и выбрал Ремезова. Выбрал еще и потому, что мы часто забываем, в какой талантливой стране живем, какие выдающиеся люди среди нас есть. Ремезов – тот редкий случай, когда человек был признан при жизни, его оценили как творца, художника, труженика. Он был первый картограф, единственный архитектон (то есть архитектор) на сибирской земле, выдающийся иконописец. Я ведь исторических персонажей немного играл – вот, Ельцина еще, пожалуй. Мой герой носит бороду, хотя Петр требовал бороды сбривать. Вот подхалим Гагарин свою бороду сбрил, а мой герой – нет. Ну и, кроме того, Тобольск в Сибири находится, как говорится, от царя далеко, до Бога высоко. Резко континентальный климат добавлял колорита, когда зимой холодно и ноги отмерзают, а летом жарко и комары, укусы которых еще и чешутся очень. Но вообще я по опыту знаю, что чем тяжелее сниматься, тем фильм в итоге получается лучше. Здесь было очень трудно. Одних бород мне несколько потребовалось, они не выдерживали. А грязь какая была! У нас КаМАЗ утонул – вечная мерзлота разошлась, и он в нее ушел.
– Мой герой – потомственный воевода, – говорит Евгений Дятлов, сыгравший Матвея Гагарина. – И князь он потомственный. Гагарин носил бороду, а потом ему повелели ее сбрить, сняли кафтан и заставили надеть парик… И надо было это принять, потому что так ходила Европа. «Тобол» как раз об этом резком переходе – и в мышлении, и в сознании, и какое это было насилие. Кстати, если говорить о костюмах, только представьте, какой перелом был для русских людей, когда их переодели по приказу царя во все иностранное. Это все равно, что нарядить современных мужчин в колготки или кожаные трусы и объявить, что теперь это их рабочая одежда.
– Когда меня пригласили на пробы, я не задумывался, что у меня какое-либо сходство с Петром I, – рассказывает Дмитрий Дюжев. – Но наш художник-гример сотворила чудо: надела мне парик, усики. Мне было интересно переночевать в кровати Петра I, ему советовали спать полусидя: якобы за ночь от головы отливает кровь и человек приходит в более здоровое общее состояние. Важно было почувствовать энергетику спальни царя: что он видел, когда засыпал, в каком положении было солнце, как он встречал восход, какой потолок видел. Петра с детства мучили страхи. Не знаю, может, это был комплекс роста. Я прочитал, что лицо Петра периодически дергалось: носогубная складка, подбородок и вена под глазом, а иногда оно становилось страшным от гримасы боли. Глаза у него были навыкате, потому что от постоянно повышенного давления у Петра I глазное яблоко чуть-чуть выпирало. Все это мне надо было воспроизвести. В описаниях есть упоминания, что у Петра был обостренный нюх, историки шутят, что из-за этого он и повелел боярам стричь бороды. Ведь в те времена умывались один-два раза в день, жир от пищи застывал в бородах, его вычесывали и вымывали, но все равно он копился в бородах и волосах. В Историческом музее я изучил посмертный слепок Петра. В профиль видно, что верхняя губа у него чуть поджата, а нижняя – выдвинута. Лицо его в два раза шире моего. И голова лысая. Мне для фильма тоже побрили голову. Петр I был ростом два метра четыре сантиметра, а Александр Меншиков – на два сантиметра выше, так я зачастую колени подгибал, чтобы не казаться выше Паши Майкова, сыгравшего Меншикова.
– Это самые масштабные съемки в моей жизни, – делится Павел Табаков (Петр Ремезов). – И по количеству человек в кадре, и по происходящему на съемочной площадке. В таком проекте хочется участвовать, особенно когда видишь, сколько сил в него вкладывают. Если говорить о характере моего героя, то первый мужской поступок он совершает, когда записывается в солдаты вопреки воле отца. Мне понятен Петька: он влюбился в открытость и устремленность Демарина и пошел за ним. Когда в 18 лет в твою жизнь входит что-то настолько энергетически цельное, бьющее через край, трудно не увлечься. Думаю, другого выбора у него и не было. И то, что он не предал товарищей и ценой собственной жизни спас их, тоже совершенно про него.
– Жаль, что в фильме Екатерине I уделено немного экранного времени, поэтому я старалась обогатить каждую секунду, которая была мне дана, – рассказывает Екатерина Гусева, сыгравшая роль императрицы. – Во многом я доверилась режиссеру Игорю Зайцеву и прочитанной документальной литературе. На портретах императрицы видно, что она была невысокой тучной женщиной с короткой шеей, с щечками на плечах, невысоким лбом, с черными сросшимися бровями. Внутренне она была, скорее, кроткой и ласковой. А наша Екатерина могла и прикрикнуть на супруга, и притопнуть, вовремя сделав вид, что напугана. В результате получилась женщиной мудрой, знающей, как можно лаской усмирить припадки гнева и агрессии супруга, к которому из всего его ближайшего окружения она одна-единственная могла подступиться.
Для съемок пошили более триста костюмов. Мерки снимали с подлинных вещей в Эрмитаже и Кунсткамере.
— Сложность в том, что фильм охватывает временной отрезок в 10 лет, события происходят и зимой, и летом, и нам необходимо было все это учесть. Нужны были шубы, и летняя одежда, – рассказывает художник по костюмам Владимир Никифоров. — У нашего Петра пять костюмов, каждый содержит от 6 до 20 предметов. Все наряды Петра сшиты по крою его подлинной одежды. Видимые части и швы делали вручную. В кадре видно, что у царя сукно под обрез, иначе говоря, необработанное. В те времена именно так и шили. Работа по изготовлению таких костюмов – кропотливая и дорогостоящая. К примеру, в костюме князя Гагарина мы использовали натуральный мех енота. У него есть еще пальто – редингот, оно попроще, но тоже с богатым мехом. А одеть актеров массовых сцен нам помог «Мосфильм», там есть хорошие костюмы, не новые, именно ношеные, такие нам и были нужны
Фильм «Тобол» в кинотеатрах с 21 февраля.