Александр Александрович Оджо, учитель истории и музейный педагог московской школы №854
Александр иногда приходит на урок в костюме той эпохи, о которой собирается рассказывать, и уже почти год ведет
А.А. Оджо: Гораздо больше, чем собственно историей, я увлекаюсь методикой ее преподавания. Мне интересна история спорта и хроники XIX века в России, но мое главное увлечение — это поиск возможностей выйти на новый уровень преподавания: придумывать новые программы, приемы, улучшающие восприятие информации и в конце концов способные сделать урок захватывающим.
Получается, работа и хобби едины, даже мои соцсети открыты для учеников, но после восьми вечера я стараюсь отключаться ради семьи. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность родителям учеников моего класса, над которым я веду классное руководство, за то, что они никогда не пишут и не звонят мне после 20:00, до 7:00 утра и по выходным. Конечно, экстренные ситуации случаются. Я веду уроки у старшеклассников, и без консультаций перед нервным периодом сдачи выпускных не обойтись. С другой стороны, мы за последнее время привыкли к такому ритму: лучше сразу же выйти на связь, обсудить всё, нас к этому приучила «дистанционка».
Преподавание у поколения зумеров требует смены парадигмы «учитель-ученик». Необходимо уйти от мысли, что вы как учитель — непререкаемый авторитет и всё знаете, а класс — ничего не знает. Теперь учитель не истина в последней инстанции и не единственный источник информации, как это было относительно недавно. Учитель теперь модератор. На уроке я создаю условия для того, чтобы ребята самостоятельно получили новые знания: аудиально, визуально, либо непосредственно ручками своими пощупали то, к чему можно прикоснуться, и сделали свои выводы. Есть у этого поколения школьников индивидуальная черта — им важно почувствовать свою самостоятельность. Если я спрашиваю, когда произошло Бородинское сражение, ни в коем случае нельзя подождать минутку и сказать: ага, никто из вас не знает, правильный ответ — 1812 год. Дети не хотят этого, они сами просят не подсказывать. Им необходимо прийти к ответу самим. Задача учителя — подвести к результату, и это гораздо сложнее, чем просто сухо озвучить дату.
С поколением Z особенно важно гибко подходить к источникам информации. Сейчас ребром стоит вопрос использования смартфонов на уроках. Да, бесспорно, они отвлекают учеников от занятия, если неумело подходить к этому спорному моменту. Когда-то я первым был готов собирать телефоны в коробку до конца урока. Но, вы не поверите, во-первых, у них есть запасные, а во-вторых, есть пусть очень странная, но логичная позиция, озвученная однажды моим старшим коллегой: отказ от интернета как источника информации равнозначен отказу от электричества, потому что оно теоретически опасно. Теперь в классе висят QR-коды, направляющие на ресурсы с проверенной информацией, я составляю перечни рекомендованных порталов. Ребята к ним привыкают и отказываются от Википедии. Да, во время контрольных работ они не пользуются гаджетами, но на практических занятиях, когда мы беремся за новую тему, смартфонами пользоваться можно.
Игровой подход дает ощутимый скачок в заинтересованности предметом. Ребят увлекает сам процесс учебы. Сейчас они успешно участвуют в олимпиадах, причем не только всероссийских, но и не менее важных для мира образования — «Музеи. Парки. Усадьбы», «Не прервется связь поколений». И я вижу, что ребята спокойнее чувствуют себя на устных опросах. Обычно опросы вызывают стресс у ребенка, но когда он понимает, что может отойти от формата пересказа, дать ответ в формате видеоролика, инфографики или просто составить план ответа — становится понятно, как действовать, страх проходит.
С 2013 года, года моего выпуска, школы изменились существенно. К примеру, у детей стало меньше обязанностей. Донести информацию о домашнем задании — это теперь задача и зона ответственности учителя, а раньше если ты не записал задание в дневник, то должен был всеми путями его добыть.
Я стараюсь в индивидуальном порядке видеться с родителями, без личного контакта сложно выстроить качественный учебный процесс.
Зато в школах появились огромные возможности, начиная с технических. Именно благодаря им занятия становятся наглядными и запоминающимися. Москва — это образовательный мегаполис, и мы часто классом едем куда-нибудь для погружения в эпоху, пользуемся всеми возможностями, которые дает город. Еще один момент, разделяющий «тогда» и «сейчас» — вариативность образования. Можно выбрать второй иностранный язык, в старших классах можно сделать акцент на конкретных предметах для изучения. Профильных классов в школах стало больше: медицинские, предпринимательские, медиаклассы. Раньше были спецшколы не для всех, а теперь обычная общеобразовательная школа дает родителям и ребятам те же возможности — и это замечательно.
Иван Андреевич Чернышев, учитель географии школы №1679, педагог дополнительного образования в направлении туризм, краеведение и экология, куратор направления WorldSkills.
Иван Андреевич руководит туристическим клубом в своей школе — и это не удивительно. Кандидат в мастера спорта по спортивному туризму, бронзовый призер Кубка России по спортивному туризму 2018 года, ментор 100-балльников ЕГЭ и победителей Всероссийской олимпиады школьников — это всё об одном человеке.
И.А. Чернышев: В моей школе активно развивался туризм. В первую очередь поблагодарить за это стоит нашего учителя английского языка. В какой-то момент туристическая группа перешла в 11-й класс и внезапно осознала, что на них целому направлению внешкольной активности наступит конец — если не подготовить смену. Тогда к нам, неокрепшим юнцам из 7-го класса, пришли старшеклассники и пригласили на первую тренировку. Несколько энтузиастов из нашего класса пошли, так всё и началось. Туризм захватывает с головой, и практическая польза очевидна. Представьте, у нас даже были соревнования по условному выживанию в дикой природе. Мы на семь дней отправлялись на остров без еды, без воды и с ограниченным набором вещей. В конце еще проводились финальные испытания для тех, кто не снялся с соревнований в процессе, — и финалистов было довольно много.
Хобби определенно повлияло на выбор мной профессии, но путь был тернистым. В старших классах я четко осознавал, что хотел бы связать свою жизнь с туризмом, причем именно активным туризмом, а не путешествиями с остановками в гостиницах. Выбор подходящих профессий на самом деле невелик. Подавал документы в один вуз, но не смог пройти туда, куда хотел. Отучился год в техническом университете, понял, что это совсем не мое, забрал документы — и поступил в педагогический на учителя географии. География близка туризму, мне нравилось работать с детьми, так что выбор оказался правильным.
Больше всего в туристических поездках меня поразил Алтай — тогда мы ходили в поход пятой категории сложности (всего их шесть), — своей чарующей атмосферой. Его горы невероятны. Я был в Хибинах и Кавказских горах, но Алтай другой. Величественный, он как мудрый предок, который может тебя научить чему-то важному. Если говорить о регионах, то выделю северные: Карелию, Мурманскую область, эти бесконечные сосновые леса с неповторимым ароматом и в принципе другой жизнью. Там у природы есть всего 3-4 месяца, за короткий промежуток времени она стремится ухватить максимум из возможного. Словно дети на летних каникулах: у них есть только три месяца, чтобы накупаться, встретить все рассветы, проводить закаты и успеть всё, что никак не касается учебы.
Мне кажется, одна из самых сложных межличностных проблем в этом мире заключается в том, что люди не обладают социальными навыками, и поколение нынешних школьников — в особенности. Они не столько инфантильны (это как раз не проблема), сколько отчуждены. Очень популярна такая история, мне не дадут соврать знакомые инструкторы, которые водят детей в походы: когда группа современных школьников собирается у костра, они не могут начать разговор. Они сидят вокруг костра и молчат, потому что просто не знают, что сказать. В условиях путешествий эта неловкость проходит достаточно быстро. Ребята осваиваются и понимают, что, оказывается, без телефонов тоже можно жить, что подкрепляется отсутствием телефонов: аккумулятор быстро сядет, пауэрбанками с их активностью использования смартфона надолго не хватит. Дети проходят своего рода информационный детокс и начинают воспринимать мир вокруг. Растения, животных — и своих товарищей, без которых никуда.
В моем кружке по туризму занимаются ребята 5-6 классов. В конце года мы собираемся в большой поход, а в течение года устраиваем походы выходного дня. Туристический опыт пригодился и в профессии. Увиденное собственными глазами, культура других народов, природа, живые впечатления и эмоции — всем этим я делюсь с ребятам, и мне кажется, это мотивирует понимать мой предмет. Часто географию не воспринимают всерьез. И это можно понять! Очень ограниченное количество специальностей требует географию в числе вступительных испытаний. Но при этом география — один из основных предметов, позволяющих расширить кругозор и знания о мире. Ну и не ударить в грязь лицом, потому что множество людей приезжает в Австрию с целью посмотреть на кенгуру в среде обитания. И все очень удивляются, когда узнают, что в Австрии кенгуру отродясь не было.
Когда ребята спрашивают, например, а почему это место считается самым глубоким в мире, а как его открыли, бывал ли там человек, как так получилось, что Джеймс Кэмерон, который снял «Аватар», спускался на дно Марианской впадины и для чего это всё было — такие вопросы, живой интерес в глазах — наверное, самое главное, что учителя могут им дать. Мы не можем научить всему. Мы можем зародить семя познания и надеяться, что оно прорастет в прекрасное дерево.
Когда-то на заре своего увлечения туризмом я вынужден был подрабатывать (а мне было 14 лет) в магазине, чтобы заработать на первый поход. Сейчас у школьников есть возможность заниматься в кружке бесплатно и с частичной оплатой ходить в походы. Часть расходов все равно ложится на родителей, хотя в Москве есть организации, берущие на себя все расходы вообще. Есть и организации, проводящие туристические соревнования. В минувшие выходные прошли «Гонки Четырех» на пешеходных дистанциях, проходит множество мероприятий от Москомспорта и департамента образования Москвы, и всюду ребята участвуют, причем массово. Для них это повод провести нескучно выходные дни. Это удивительно и очень ценно — у ребят появляется возможность путешествовать и познавать мир вокруг себя или искать себя в любой другой сфере.
Елена Ивановна Щербина, учитель начальных классов школы №1944.
Заслуженный учитель Москвы, Елена Ивановна не может ограничивать себя только преподаванием, хотя все ее малыши — лучшие и любимые. С 1994 года учительница поет в русском народном ансамбле
Е.И. Щербина: Как раз сейчас мы едем с коллегами на репетицию и вспоминаем, как это было в 90-х. Тогда действовал проект по привлечению педагогического состава в школы-новостройки. Одна из таких школ в Митино — педагогический колледж №18, он до сих пор существует, — гарантировала учителям получение жилья в течение года. Мы приехали работать в такие школы-новостройки. Мы были очередниками и остро нуждающимися, потому поначалу речь шла о работе за квартиру. В это время наш руководитель в педколледже, преподававшая студентам фольклор, предложила организовать группу учителей в рамках самодеятельности. Тогда среди нас ходила шутка: кто не ходит на репетиции — тот квартиру не получит. Пришли с коллегами в ознакомительном порядке, а в итоге просто влюбились в нашего руководителя. Это дело ее жизни: закончила «Гнесинку», когда-то руководила фольклорным ансамблем на ЗИЛе и никогда не бросала самодеятельность. Через некоторое время она пригласила нас в свой фольклорный коллектив. Уже более 25 лет мы вместе работаем, вместе репетируем, вместе выступаем.
Почему фольклор? Вероятно, у каждого участника ансамбля есть генетические корни, благодаря которым чувствуешь русскую культуру. Причем песни у нас настоящие, народные. Наш руководитель в студенческие годы ездила в фольклорные экспедиции, собирала песни по избам, записывала их — тогда еще на магнитофон, — изучала костюмы, традиции. Авторские песни мы, конечно, тоже поем, но в основе ансамбля — фольклор разных областей России, исполняемый в народе. С некоторых пор вышивкой костюмов и кокошников для ансамбля занимаюсь я. Коллеги подарили книгу с узорами вышивки по регионам страны, но, бывает, узор идет сам собой, без подсказок. Не знаю, откуда это берется. Так что у каждого в коллективе уникальный сценический костюм, таких нет нигде в мире.
Конечно же не все участники ансамбля учителя, но шесть человек — уже немало. У нашего руководителя есть чудесная присказка: «Я беру всех, но обязательно с высшим образованием. Музыка — это процесс умственный». Она очень любит педагогов, потому что в игровых программах с обрядовыми песнями и сюжетными элементами мы очень хороши. Буквально недавно в Новоясенево проходил фестиваль «Архангельский глас», и там пригодилось наше с коллегами умение организовать и увлечь детей. Руководитель в таких случаях говорит: «Как прекрасно, что у меня есть педагоги!».
Мы входим в состав культурного центра «Архангельское» в Красногорском районе, но репетируем в культурном центре поближе к Митино. На репетиции люди приезжают отовсюду: из Одинцово, Отрадного, Алтуфьево, Сходнинской.
Надо сказать, что у нас богатая гастрольная история. Красногорск — побратим ряда европейских городов. С культурной программой в составе делегации от Красногорска мы ездили в Германию, неоднократно были в Голландии, в Прибалтике. В рамках культурного обмена выступали в Тунисе и Вьетнаме. Причем в последнем случае пришлось немного схитрить и выдать себя за профессионалов, потому что министерство культуры страны самодеятельный ансамбль представлять не мог. Сейчас мы сами ищем фестивали в России, участвуем в них и берем гран-при.
«Звонцы» изменили меня как учителя. Я всегда была очень стеснительной, не могла показать, на что я способна. Например, проходит открытый урок, а ты тушуешься, зажимаешься и уже задним числом понимаешь, что не удалось продемонстрировать методически грамотную «изюминку» своей манеры преподавания. Вот это очень обидно. Но с началом музыкальной деятельности всё стало иначе. Даже когда на мои уроки приходят без предупреждения, я чувствую себя настолько свободно, что любой казус превращу в ту самую «изюминку». И потом, мое хобби научило меня дисциплине. Бывает так, что в понедельник я прихожу в школу к семи утра, из школы ухожу в семь вечера, но в тот же день успеваю позаниматься с дошколятами и съездить на репетицию, и везде выложусь на 100%. Получается, домой я приезжаю в 22:30. Еще пример — в выходные проходит фестиваль, а мне нужно проверить тетради своего класса в начальной школе и подготовить материалы занятий в дошкольной группе для своих пятилеток. Нагрузка не опустошает, она учит планировать, смотреть вперед и организовывать себя.
Что интересно, когда я защищала городской и президентский гранты — а это еженедельно по три открытых урока, — репетиции с ансамблем как будто придавали сил, потому что это нравится, это вдохновляет. Еще очень важен психологический момент. Мы не имеем права в классе повысить голос, но все мы люди, негатив может копиться. Когда ты поешь, ты эту отрицательную энергетику выплескиваешь, у тебя ее не остается. Более того, у нас в коллективе говорят: если ты заболел — иди на репетицию. Ты приходишь репетировать, общаться с людьми — и лечишься!
Кстати, о пользе пения. В начале репетиций мы обязательно распеваемся. Я взяла распевки как методический момент в школу на уроки чтения. Мы ведь готовим артикуляционный аппарат, чтобы потом читать, а если это выразительное чтение, то голосовые связки должны быть хорошо подготовлены. Распевки, народные скороговорки, позаимствованные с репетиций, помогают детям с речью. Сейчас много детишек с логопедическими проблемами, и для них такого типа тренировки тоже уместны. Приемы, с которых наш ансамбль начинает репетиции, позволяют работать со звуками, поставить звуки правильно. Сами дети воспринимают распевки и скороговорки как игру, тренировка голосовых связок идет исподволь. И как же приятно знать, что они мной гордятся: наш учитель поет!