«Табор уходит в небо» стал первой киноработой Эмиля Лотяну на «Мосфильме». К этому времени он был известен своими картинами в Кишиневе. Не боялся снимать в кино неизвестных актеров и открывать новые имена.
Так, Эмиль Владимирович еще за десять лет до «Табора» зажег звезду Светланы Тома.
Девушка не планировала становиться актрисой. Пока ее, 18-летнюю студентку юридического факультета Кишиневского университета, случайно не встретил на автобусной остановке режиссер. И уговорил сыграть центральную героиню Илуцэ в фильме «Красные поляны». Затем она исполнила Рамину в «Лаутарах». После Лотяну помог ей перевестись в институт искусств на актерский факультет. По его настоянию Светлана Фомичева (настоящая фамилия актрисы) взяла псевдоним Тома (по фамилии бабушки-француженки).
Но до того, как пригласить Светлану сыграть Раду в ленте «Табор уходит в небо», Эмиль Владимирович пытался найти на роль потомственную цыганку.
– Цыганки были невероятно яркими красавицами, — говорит Наталья Бузылева, представительница цыганской актерской династии; ее брат Дмитрий Бузылев сыграл в фильме брата Рады. — Но отказывались, потому что надо было играть любовь, обнажаться и высмеивать мужчину перед табором. Такое у цыган не допускается.
Однако Лотяну все же добавил подобные сцены, чтобы придать картине драматизма. Три раза Светлана Тома приезжала на пробы в Москву, чтобы ее утвердили. Актриса оказалась перед сложной задачей. Фильм снимали в Закарпатье под открытым небом с настоящим табором. Ей предстояло доказать, что она своя среди них.
– Эмиль Лотяну был талантливым человеком, — делится Светлана Тома. — Все, к чему режиссер прикасался, оживало и жило. Сценарий для фильма «Табор уходит в небо» был написан по мотивам ранних рассказов Максима Горького «Старуха Изергиль» и «Макар Чудра».
Он искал интересные фактуры цыганских лиц. Считал, что массовка — не просто люди, работающие на заднем плане. Мне очень многому нужно было научиться у табора, подсматривая, наблюдая, как цыгане общаются, ходят, смотрят, ведут себя в быту. Романтическую сцену с падением в реку Тиса снимали глубокой осенью. Надо было оказаться в холодной воде.
Помню, как из соседней деревни привезли гусиный жир для растирания. На крупном плане, во время которого я говорила с Григоре и выжимала волосы, изо рта шел пар. Увидев это, оператор резко приостановил съемку. Тогда второй оператор и его помощник принесли лед. Пришлось подержать его во рту, чтобы отснять дубль.
Дмитрий Бузылев мог сыграть главную роль в картине Лотяну.
– Дима пришел к режиссеру и заявил, что хочет исполнить роль Лойко Зобара, — рассказывает Наталья Бузылева. — Он был высоким, красивым… Лотяну посмотрел на него и сообщил, что актера уже выбрали. На что брат ответил: «Ну, что ж, одному да нашему». Эмиль Владимирович возразил: «А он не ваш! Цыгана будет играть молдаванин». Митя посмотрел на Лотяну, повернулся и ушел. За ним побежала ассистентка, попросила его вернуться. Потом режиссер ему сказал: «Нам понравились ваш характер, глаза и манера. Вы будете у нас сниматься!»
Эмиль Лотяну специально для Дмитрия Бузылева написал роль брата Рады. Актер запомнился в картине потасовкой на ярмарке. И это была первая в советском кино сцена драки с настоящим оружием. Артист, будучи потомком кочевых цыган, хорошо владел охотничьими ножами. Когда ему выдали бутафорское лезвие, он наотрез отказался. Был согласен только на оригинал.
На роль Лойко Зобара был утвержден любимый актер Лотяну — Григоре Григориу.
Правда, худсовет все же хотел, чтобы его сыграл кто-то из известных советских актеров или настоящих цыган. Тогда Эмиль Владимирович наотрез отказался что-то менять. Кстати, эта роль была предначертана артисту. В детстве гадалка сказала, что Григориу будет конокрадом.
Восьмилетняя Алена Бузылева, сестра Дмитрия и Натальи, стала одной из самых юных актрис в картине. Она исполнила песню «Нацэ ноха».
– Был этап, когда для фильма отбирали детей, — продолжает Наталья Бузылева. — Помню, Митя вбежал в дом: «Мама, наша Алена хорошо поет!» В тот момент девочка ела мороженое. Он ее буквально схватил за руку и повел к Лотяну.
Там все девочки были с бантиками в платьицах. Алена же пришла, испачканная мороженым, с торчащими волосами. В общем, брат попросил режиссера, чтобы ее посмотрели. Когда он услышал ее невероятный голос, то решил, что больше никого не будет отбирать.
Передать атмосферу табора без лошадей было невозможно. Часть рысаков-красавцев привезли с московского ипподрома, часть — из местных колхозов. За полтора месяца до съемок актеры тренировались на манеже, чтобы животные привыкли к ним.
Один из самых опасных эпизодов был связан с мчащейся на Раду коляской. В один из моментов сломалась оглобля, удерживающая повозку, и лошади перепугались. Их удалось чудом успокоить. В этой сцене Лотяну показал настоящую магию цыган. Они действительно с помощью взгляда глаза в глаза могли останавливать лошадей.
Было и так, что долго не могли снять кадр с лошадью, проходящей мимо виселицы и Зобара. Тогда Дмитрий Бузылев придумал очень интересный ход. Он привязал леску к уздечке и медленно наматывал ее, стоя за камерой.
Финал фильма потряс всю съемочную группу. Григориу запомнил навсегда, как вонзал нож в грудь Раде. Актер знал, что лезвие будет упираться в металл.
Но Григориу не сказали, что к нему будет незаметно прикреплен мешочек с кровью. Увидев красные пятна на актрисе, он буквально оцепенел от страха. Ему показалось, что он убил Светлану… Именно этот дубль с неподдельным ужасом и вошел в кино.
К фильму, который задумывался как яркая цыганская мелодрама, нужно было написать музыку. Эмиль Лотяну вместе с Евгением Догой кропотливо собирали аутентичный материал.
– Мы прослушивали цыган сотнями со всего Советского Союза, — говорит композитор Евгений Дога. — Искали кочевых самородков, которые могли бы не только петь, но и играть в кадре. Мне надо было сделать такую звуковую партитуру, которая была бы принята всеми цыганами. Прежде всего хотели музыкально выразить их вольный дух. От каждого клана взяли одного-двух представителей, к аккомпанементу прибавились хор и симфонический оркестр. Воплощение задуманного даже превзошло наши ожидания.