Маргарита Аброськина — регбистка Настя, сериал «Регби» (скоро на СТС)
– В 2011 году в «Лужниках» проходил чемпионат по регби. Мне случайно достались билеты, я взяла подружку, и мы пошли туда просто потусоваться на трибунах, поболтать. В шутку записала видео со стадиона, где говорила, как люблю регби, что это вся моя жизнь. Вспомнила я об этом не так давно, показала эту запись режиссеру нашего сериала, она была в шоке, ведь получилось, что я тогда будто запрос в космос отправила, и на целый год регби действительно стал моей жизнью.
В сериал я попала благодаря сценаристу и режиссеру Илье Куликову, у которого ранее снималась в проекте «Документалист». Илья говорил, что работает над сценарием, а позже велел мне готовиться, так как роль писали под меня. Когда ходила на пробы, думала, что есть еще претендентки и что мне надо выгрызать эту роль, которая мне безумно понравилась.
До того как в 2019 году мы приступили к съемкам пилота, я раз десять сходила на занятия с регбистками, раз шесть — на спортивную гимнастику в клуб ЦСКА к главному тренеру. А потом, когда началась подготовка к работе над всем сезоном, мы приехали в подмосковную Комаровку, куда отправили клуб ЦСКА во время самоизоляции. Десять дней жили по их распорядку дня: утром тренировались, после обеда опять тренировка, вечером бегали кросс. Было тяжеловато, но очень интересно. Когда самоизоляция закончилась, мы начали ездить тренироваться в Измайловский парк на стадион два-три раза в неделю — и так целый месяц.
В регби очень важна выносливость, ты постоянно бегаешь и передаешь мяч. Поэтому я все лето я бегала по 12 километров, что очень помогало в съемках. Наверное, самое трудное в игре — это отдать пас назад. Ты же должен не просто бежать вперед и кинуть мяч назад, а конкретному человеку, с силой, с определенной подачей, и при этом спереди тебя атакуют. Мы на отработку этого потратили очень много времени.
В регби играют очень сильные девчонки. Когда мы приезжали к ним на тренировки, они нас обнимали, поднимали, крутили как пушинки. С нами снималась настоящая регбистка Даша Фефелова (мастер спорта, вице-чемпионка Европы. — Прим. «Антенны»), при этом она продолжала играть за клуб, и однажды ей на поле разбили голову — при том, что она была в защитном шлеме. По такому примеру можно судить, насколько это жесткий спорт.
Мы, как в театре, репетировали каждую игру, как танец, проходили медленно по ногам. Если предстояло жесткое падение, его выполняли дублеры.
У меня была разодрана вся рука, когда мы снимали сцену, где я падала на газон. В рану попала земля, но дублей же нужно несколько, так что приходилось повторять, и теперь на память остался шрам. Было много мелких травм, синяков и ушибов, но, слава богу, ничего себе не сломала!
Примечательно, что регби занимался мой дед в начале 70-х годов. Так что с этим видом спорта у меня особая связь.
Ангелина Поплавская — волейболистка Кристина, сериал «Дылды» на СТС
– В школе я играла с мальчиками в футбол. О том, что такое волейбол, даже не знала. Влюбилась в этот вид спорта после того, как меня утвердили в сериал, да так, что до сих пор хожу в волейбольную школу. На пробах от нас не требовалось умение играть. Такое часто бывает, что важен все-таки талант, а навык приобретается после. Думаю, что на кастинге обращали внимание на рост (у актрисы он 172 см. — Прим. «Антенны»), чтобы он был подходящим для волейболисток.
Перед съемками мы за два месяца начинали тренировки, так было перед первым сезоном и перед вторым. Мне кажется, что этого недостаточно, чтобы научиться всему, потому что даже сейчас, когда я продолжаю ездить заниматься, понимаю, еще многих нюансов не знаю. Не могу сказать, что у меня уровень подготовки лучше, чем у тех любителей, кто играет во дворе. Вот приезжаю летом поиграть с людьми, которые каждый год просто для удовольствия занимаются на пляже, и выясняется, что они играют круче, чем я! Потому что их цель — выиграть, не важно как — ногой, головой, но забить гол, а моя — технически все сделать правильно.
Что было самым сложным на съемках? Синяки и травмы. Хотя я их не боюсь, мне нравится пробовать разные виды спорта — конный, скалолазание, серфинг, батуты и прочие.
Иван Колесников — баскетболист Сергей Белов, фильм «Движение вверх»
– Я баскетболом никогда не занимался. И вообще не очень-то любил спорт. Хотя занимался чуть-чуть конным спортом, сноубордом… Готовили к съемкам серьезно — четыре месяца, у меня были две тренировки в день. Одна баскетбольная, а вторая — физическая подготовка в спортивном зале. Требовалось нарастить мышечную массу и стать похожим на баскетболиста. Организм мой непривыкший, и тратить шесть часов каждый день на спорт было действительно тяжело. Но потом я вошел в колею и после этого фильма начал ходить в спортивный зал. Мой рост — 191 см, а еще нам сделали специальные ботинки, добавлявшие 10 см, чтобы мы смотрелись выше. Тяжелее всего было научиться на площадке техническим моментам. В то время в баскетбол играли по-другому, была ниже посадка, иное ведение мяча. Надо было освоить массу нюансов. Анатолий Белов заставлял нас по полтора часа в присиде отбивать мяч от пола или отрабатывать по часу бросок правой рукой, совершать специальные низкие пробежки… Все это изнурительно.
Едешко рассказывал, как они переживали после последней игры, ждали судейское решение и пили пиво… Дублей у нас было много, по 20 и больше. Спортивную составляющую картины снимали месяца два. Копировали мюнхенскую игру. Стояли компьютеры, режиссер Антон Мегердичев показывал нам сцену, которую будем играть. После этого мы разбирали ее с профессионалами, а потом — 12 часов съемки.
Последнюю сцену радости после выигрыша нашей сборной снимали 14 часов с шести камер, на экране она идет минуты две. И так работали над всеми спортивными моментами.
Травм во время съемок не было, а после сорвались два мениска, хотя сейчас все в порядке. Это моя единственная спортивная картина. Предложат еще — соглашусь с огромным удовольствием. Преодолевать себя всегда интересно и полезно.
– Когда я впервые услышал об этом фильме и узнал, что Александр Белов (сын баскетболиста Сергея Белова. — Прим. «Антенны») учит артистов играть в баскетбол, я не понял поначалу, как это возможно, — рассказывает консультант фильма «Движение вверх», легендарный баскетболист, олимпийский чемпион — 1972 Иван Иванович Едешко. — Мне показалось это странным. И через некоторое время меня пригласили в этот проект. Почитал сценарий и пришел на съемки. Посмотрел на ребят. Актер Кузьма Сапрыкин, который исполнял меня в картине, играл хорошо, на уровне первого разряда. Я был доволен им, а остальным пришлось многому научиться. И то, что они продемонстрировали в кадре, было близко к пониманию народа. Я корректировал действия актеров на площадке во время съемки. На экране все выглядит весьма убедительно. Конечно, если бы мы воспроизводили тот реальный баскетбол, это было бы не так захватывающе и интересно. Мне говорили, что это — художественное произведение и точная детализация тренировочного процесса или игровых моментов не всегда должна стоять во главе угла. И я с этим согласился. Я боялся смотреть этот фильм, хотя присутствовал на всех съемках. Советовал, что повторить, где сделать дубль. Мы требовали от актеров, что надо показывать, и они добросовестно все выполняли. Но когда я посмотрел этот фильм, то сказал, что он блестящий, и профессионалы баскетбола тоже сказали: «Браво!»
Кристина Асмус — гимнастка Светлана Хоркина, Сергей Бондарчук-мл. — борец Александр Карелин, Евгений Пронин — пловец Александр Попов, фильм «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»
– Надо сказать, что у нас все артисты были вполне спортивные, — делится режиссер картины Артем Аксененко. — Сама Кристина Асмус непосредственно является кандидатом в мастера спорта по художественной гимнастике. Сергей Бондарчук-мл. с детства занимается борьбой. Евгений Пронин тоже в спорте с малых лет.
Несмотря на уже имеющуюся физическую подготовку, актеры были полностью погружены в спорт до начала съемок. С ними на протяжении полугода занимались тренеры. Врачи, конечно, тоже контролировали их здоровье.
В первую очередь мы подбирали исполнителей по визуальному сходству с их прототипами, потом по актерским данным и физическим. Самому артисту, как спортсмену, в кадре не надо было полностью выкладываться. Главное — точная техника исполнения. Дублеры тоже были задействованы, чтобы не утруждать актеров серьезными физическими нагрузками. Они появлялись на общих планах. Надо понимать, что мы все-таки снимали спортивную драму. Нам было важно показать, через какие преграды спортсмен шел к чемпионскому месту. Как он боролся с бытовыми, житейскими и личными проблемами. Уверен, что многие зрители вдохновились силой воли и духа наших героев!
Ольга Лерман — лыжница Елена Вяльбе, «Белый снег»
– Меня заинтересовала эта картина, так как знала, что благодаря ей смогу приобрести новый для себя навык, — рассказывает актриса Ольга Лерман.
Для съемок пришлось научиться кататься на лыжах с нуля. Тренировалась каждый день на протяжении четырех с половиной месяцев в Подмосковье. Первые два месяца постоянно падала.
Потом научилась делать это правильно, чтобы не было очень больно. Кстати, во время съемок приходилось бегать на лыжах по 12 часов в день! У меня не было задачи достичь полного сходства с Еленой Вяльбе. Главное — передать ее характер. Кстати, она принимала участие в работе над картиной. Приезжала на площадку и подсказывала какие-то детали. Например, я могла взять лыжи в руки, а Лена говорила мне: «Нет, профессиональные спортсмены их так не берут». При этом Елена очень деликатно себя вела на площадке. Не позволяла себе вмешиваться в работу команды. Делала уточнения только по делу.
Светлана Ходченкова и Стася Мирославская, саблистки, «На острие»
В основе фильма — реальное противоборство двух саблисток — опытной Софьи Великой и молодой Яны Егорян (на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро в 2016 году). Для достоверности картины Эдуарду Бордукову было важно найти физически подготовленных артисток. Во время работы над сценарием в роли Александры Покровской режиссер видел только Светлану Ходченкову. Ведь актриса находится в прекрасной форме, активно тренируется и развивает пластику. Звезда делилась, что эти навыки ей очень помогли при отрабатывании стоек. Стася Миловславская признавалась, что в Школе-студии МХАТ ей категорически не давалось академическое фехтование. Артистке было крайне неудобно работать правой рукой, так как она — левша. К счастью, ее героиня Кира Егорова тоже оказалась левшой. Позже Стася даже вошла во вкус, и ее начали хвалить. Она вместе со Светланой на протяжении месяца брала уроки фехтования у профессиональных тренеров.
Артисток учили правильно двигаться: держать спину, ноги и работать руками. У них не было задачи полностью овладеть этим видом спорта. Главное — сыграть настоящего профессионала.
В технически сложных сценах звезды прибегали к помощи дублеров. Бордуков сетовал на то, что актрисам зачастую мешали защитные маски. Чтобы видеть эмоции героев во время поединков, режиссеру приходилось менять драматургию. Он так выстраивал сцены, чтобы можно было снять маску в самый накаленный момент.
Данила Козловский — хоккеист Валерий Харламов, «Легенда № 17»
Данила всегда любил хоккей. Его спортивные навыки были на любительском уровне. Изредка актер даже вставал на лед и мог забить шайбу. Ему казалось, что он прилично владеет клюшкой. Однако первая встреча с тренером-консультантом показала обратное. Артисту пришлось начинать все с нуля. Куда бы он ни приезжал, ему выделяли каток и специалистов, которые учили его кататься на коньках и играть в хоккей. Занятия на льду и дополнительные тренировки в спортзале продолжались на протяжении четырех месяцев. На общих планах у Козловского был дублер — профессиональный хоккеист, который вместе с ним постоянно находился на льду.
Виктория Исакова — фридайвинг, «Один вдох»
Режиссер Елена Хазанова вдохновилась историей 22-кратной чемпионки мира по фридайвингу, обладательницы 41 мирового рекорда Натальи Молчановой, которая пропала без вести во время погружения в 2015 году. Целью режиссера было снять картину о сильной женщине, которая в 40 лет переживает развод и идет вперед, преодолевая страхи. Героиня Исаковой — Марина Гордеева открывает для себя мир фридайинга и добивается в нем небывалых высот. Актриса никогда профессионально не занималась водными видами спорта. Она понимала, что весь фильм нельзя снять при участии дублера. Поэтому усердно тренировалась дышать под водой. Исакова вспоминала, что первое занятие ей далось очень нелегко. Но с каждым погружением было интересно узнавать, на что способен ее организм. Позже она получала удовольствие от двухчасовых тренировок.
– Когда Виктория впервые прочитала сценарий, она не дала мне точного ответа по поводу участия в картине, — делится режиссер Елена Хазанова. — Ей было интересно и страшно. Исакова сказала, что сначала хочет сходить на несколько тренировок и посмотреть, справится или нет.
Первое время она не могла продержаться и 10 секунд без кислорода. Но через три месяца занятий актриса погружалась под воду уже на 2 минуты.
Безусловно, я подбадривала Вику на всех этапах работы. Знаете, была поражена, что артистка, ничего не зная и не умея, отважилась на такой шаг. Она большая молодец! Конечно, мы не могли обойтись без дублеров — чемпионов по фридайвингу. Они присутствовали на общих планах.
Все сцены на глубине снимали без спецэффектов. Мы работали с лучшим режиссером по подводным съемкам Жюли Готье, которая сама занимается фридайвингом. Кстати, на глубину она уходила без воздуха. Рядом с ней был оператор с кислородным баллоном. Под воду погружались те же камеры, которыми мы снимали на суше. Только надевали на них специальные кофры. Чтобы поддерживать связь с группой на глубине, они брали с собой динамики. Находясь на яхте, я говорила им в микрофон. Они мне отвечали знаками, которые видела на мониторе. Мы работали только с натуральным светом, что создавало волшебную атмосферу. Под водой мы снимали минуту в день. Сцены на суше тоже давались непросто. Оператору нужно было поймать правильный свет, который постоянно менялся из-за близости воды.
Аглая Тарасова, Милош Бикович, Мария Аронова — фигурное катание, Александр Петров — хоккей, мелодрамы «Лед» и «Лед-2»
– Режиссер Олег Трофим обратился за помощью ко мне, потому что хорошо знал меня по другим проектам, — рассказывает «Антенне» тренер и хореограф-постановщик Елена Масленникова. — До этого у меня было фильмов пять про фигурное катание, в которых я участвовала и в редактуре текстов, и в кастинге, и, разумеется, как хореограф-постановщик. Работала над всеми ста сериями «Жаркого льда», и над мелодрамой «Королева льда» с Татьяной Догилевой в главной роли, и над сериалом «Две сестры» тоже про лед… Я ставлю программы для выступлений на спортивных соревнованиях разного уровня. Я долго работала как тренер по спортивным танцам на льду и много лет тренировала пару Маргарита Дробязко — Повилас Ванагас. Одновременно сотрудничала с Ильей Авербухом в постановке его ледовых спектаклей и шоу для Первого канала. Я находила для артистов, которые у нас снимались, тренеров — те их выкатывали и разрабатывали для них элементы, чтобы снять их с дублерами-фигуристами так, дабы это выглядело похожим на правду.
С Аглаей Тарасовой, Милошем Биковичем и Александром Петровым главным было научить ребят уверенно держаться на льду, чтобы все выглядело органично, даже если мы снимаем не ноги, а верх, и зрители могли поверить, что это их стихия. Люди, которые первый раз выходят на лед, обычно настолько напряжены, что невозможно поверить, что это их профессия.
Так что задача была — их раскатать, чтобы они были уверены, что никуда не упадут, и чтобы с ними можно было снимать элементы хореографии, которые войдут в фильм.
Невозможно отснять весь номер с артистом, который тренируется всего два месяца, при этом занимаясь своей основной профессией. Например, нам нужна была поддержка, и мы разучивали заход на эту поддержку, которую потом все равно исполняла дублерша, а мы снимали крупным планом только то, как Аглая на нее заходит. Это ювелирная работа монтажа. Есть тысячи прекрасных фигуристов, которые не попали в топ, поскольку в сборной всего три места. Поэтому для дубляжа я выбирала не звезд фигурного катания, а фигуристов, которые бы подходили по росту и внешности — так, чтобы издали они были похожи на артистов. Это было трудно.
Артисты сделали десятую часть того, что попало в кадр, остальное — труд дублеров. Но я восхищаюсь ими за их смелость, за те риски, на которые они идут во время съемок.
Даже если артисты делают маленький кусочек, все равно нужно рискнуть, поскольку сильно упасть было вполне возможно. А для зрителей все получилось очень убедительно, так что сняли еще и продолжение фильма, в котором я тоже участвовала как хореограф-постановщик. Даже у маленькой артистки второй картины Виталии Корниенко в нем была великолепная дублерша — юная фигуристка, а Вита тоже тренировалась, делала какие-то моменты и каталась за себя саму в эпизодах, показывающих, как она начинает кататься. Но Вита никогда не прыгнет двойной прыжок, и тут за нее снималась дублерша. Я ни в коем случае не принижаю роль актеров, потому что у меня самой дочь — актриса Валерия Ланская, и я знаю, какая это тяжелая профессия. Артисты в фильме справились со своей задачей, хотя и была критика со стороны специалистов фигурного катания, которые забывают, что это не документальный, а художественный фильм. Аглая была великолепна. Биковичу с его ростом 188 см было высоко и оттого особенно больно падать, но он все сделал в кадре с потрясающей самоотдачей. А ведь в начале съемок практически никто даже стоять на коньках не мог! Только Петров умел более-менее бегать на хоккейных коньках. Мария Аронова смотрелась потрясающе в своей роли, в которой ей не пришлось выходить на лед, поскольку на высоком уровне тренеры этого не делают. Она продемонстрировала харизму великой Татьяны Анатольевны Тарасовой, тренерскую суть. Если бы мы ее снимали еле стоящей на коньках, то это ничего бы не дало для роли, тем более что у нее давно была сломана нога и она, естественно, боялась. А сильно разбиться можно и просто стоя на коньках. Есть люди, которые до фобии боятся, когда под ними такая каменная среда, как лед. Однако большинство этот страх могут преодолеть и покатиться.
Лед — это преодоление себя, и я восхищаюсь артистами, участвующим в наших проектах на Первом канале, которые рискуют и кажутся настоящими фигуристами. Я всех зову на лед преодолевать себя. После выхода фильма Аглая Тарасова приняла участие в «Ледниковом периоде», но, к сожалению, выпала довольно быстро: конкуренция у нас высокая. Мы приглашали в проект и Петрова с Биковичем, однако Саша был слишком занят и поэтому не согласился, а у Милоша болела спина, поэтому и не сложилось.