В маленьком галилейском городе Назарете жила престарелая благочестивая супружеская пара. Праведные Иоаким и Анна долгое время не имели детей и очень сокрушались из-за этого. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары, но священник отказался принять их у бездетного, поскольку дети считались благословением божьим. Горько заплакал Иоаким и, скорбя, побрел в пустыню.
Жене его, бывшей в это время дома, рассказали, что первосвященник не принял их дары из-за бездетности. Заплакав, пошла Анна в свой сад, села под лавровое дерево и, заметив наверху гнездо, в котором пищали крохотные птенцы, подумала: «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости». Внезапно перед ней предстал ангел, который сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».
Одновременно ангел явился в пустыне и Иоакиму, возгласив: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».
Пораженный Иоаким с радостью поспешил обратно в Иерусалим, где нашел Анну, молящуюся у Золотых ворот. Через девять месяцев у Анны родилась дочь – заступница всех верующих перед Богом. Ее рождению радовались небо и земля. В знак благодарности Иоаким принес большие дары и жертвы и получил благословение первосвященника. Потом он устроил в своем доме пир, и все веселились и славили Бога. Иоакима и Анну по церковной традиции называют Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери девы Марии родился Иисус Христос.
Праздник в честь рождения Девы Марии был установлен в IV веке. На Руси это был еще и праздник урожая, который справляли целую неделю с играми, песнями, плясками и обильными застольями. Другое название у него в народном календаре – Осенины, которые встречали у воды. Рано утром женщины шли на берега рек и озер с хлебом. Старшая по возрасту стояла с караваем, а молодые пели песни во славу Богородицы. После этого хлеб разламывали на куски по числу собравшихся: каждая женщина относила свой кусок домой и кормила им скотину.
В этот день было принято навещать новобрачных, чтобы посмотреть, как они живут и поучить уму-разуму. Молодая хозяйка должна была накормить гостей вкусным обедом и подарить родителям круглые пироги, а ее муж – показать хозяйство, которое должно было быть в идеальном порядке.
На Пречистую (еще одно название праздника), которая приходится на день осеннего равноденствия, отмечают вторую встречу осени и наблюдают за природой. Если погода стоит хорошая, то и вся осень должна была быть такой. Считается, в этот день нельзя заниматься физическим трудом за исключением приготовления праздничных блюд – и это, конечно, суеверие. Главное, чтобы повседневные дела не сильно отвлекали от праздника.
Нужно также избегать конфликтов, ни с кем не ссориться, особенно с близкими, не говорить и даже не думать ничего плохого – и это верно, и так и каждый Божий день жить нужно. Начать же сегодня следует, посетив праздничную службу в храме утром или накануне вечером, а потом напечь пирогов с разными начинками и угостить ими всех родственников и раздать нуждающимся.