Фильм «Время первых» вышел в прокат в 2017 году. На премьеру в Нижний Новгород приезжал один из его продюсеров Тимур Бекмамбетов. Wday пообщался со звездным гостем и выяснил, почему надо обязательно посмотреть эту картину.
– Ваши проекты «Елки», «Особо опасен», «Ирония судьбы. Продолжение» и другие пользуются огромной любовью у российского кинозрителя. Что вас вдохновило на создание картины «Время первых»?
– Рассказ участника событий, героя-космонавта Алексея Леонова. Более 50 лет никто не знал про эту историю.
– Долго вы искали актеров на роли?
– Недолго. Евгений Миронов, продюсер фильма, пришел ко мне с предложением снять фильм про космонавтов, потому что очень хотел сыграть роль Леонова. Поэтому одного из героев мне искать вообще не пришлось. Выбор второго героя, Константина Хабенского, был достаточно очевиден. Миронов и Хабенский очень хорошо вместе смотрятся в кадре.
– На съемках нередко происходят забавные ситуации. Были ли такие во время работы над фильмом о космосе?
– Как рассказывает Женя Миронов, во время съемок невесомости у них с Костей была паническая атака, потому что они сидели в закрытых шлемах, привязанные тросиками.
Они весели на тросах в шлемах. Сами снять шлемы они не могли, как и выпутаться без посторонней помощи. У них периодически начинались приступы клаустрофобии. Они по очереди определились (чтобы их не посчитали слабыми), что сначала один поднимает тревогу, чтобы с них сняли костюмы, а потом второй. Это тяжело им далось, это было преодоление.
У них была большая подготовка к роли, но в любом случае она не учитывает того, что космонавты заняты выживанием, поэтому им не до таких проблем, как клаустрофобия.
Еще была такая история. Когда Алексей Леонов первый раз посмотрел фильм, снятый по его рассказу, он сказал, что нужно вырезать одну из сцен. Мы спросили, какую именно, а он ответил, что там есть сцена (лучшая в фильме, по нашему мнению), где у Сергея Королева, руководившего космической программой СССР, от переживаний за своих подопечных случается сердечный приступ и он падает во Дворце съездов в Кремле. Он упал на мраморный пол, и эту сцену очень эффектно сыграл Владимир Ильин. Однако Леонов сказал, что этот кадр необходимо вырезать.
Мы спросили, почему, а он ответил, что герои не могут падать. Это был удивительный урок для нас, кинематографистов, который позволил понять, почему так много наших фильмов не пользуется любовью зрителей. В них герои часто падают.
– То есть герой должен быть каким-то недосягаемым, идеальным?
– Герой должен просто держаться на ногах, чего бы ему это ни стоило.
– Вы один из самых востребованных режиссеров сегодня, огромное количество времени проводите, работая не только в России, но и за рубежом. Есть ли какие-то принципиальные отличия от работы здесь и там?
– В данной картине я выступал как продюсер. В этом фильме моя задача была — предоставить как можно больше возможностей режиссеру Дмитрию Киселеву, который работает со мной последние 20 лет. Сначала он работал в моей команде монтажером, потом был режиссером экшен-сцен. Теперь он вырос и снял замечательный фильм. Моя задача как продюсера заключалась в создании для него условий, которых я часто не имею, выступая в роли режиссера в Америке. Очень важно, чтобы был кто-то, кто тебя сможет защитить, понять, взять на себя риски.
Есть одна проблема: в России долго стеснялись делать героическое кино, потому что мы длительное время жили в советское время, когда очень много врали, а показывать героизм считалось постыдным. Но сейчас ситуация изменилась, и я этому очень рад.
– У каждого в жизни бывают взлеты и падения. Были ли в вашей карьере неуспешные проекты? Есть ли фильмы, которые дороги вам как автору, но лежат на полке?
– Да. Есть сериал, который называется «Наши 90-е». Он так и не вышел на экраны в 1999 году. Это псевдодокументальный фильм про 90-е годы. Картина снята как документальный фильм, но она игровая. Это фильм о том, как прошли 90-е годы в России. Картина не вышла по политическим соображениям. Сейчас такого нет. Мы всегда добиваемся, чтобы фильм дошел до зрителя.
Смотрите фильм «Время первых» на Первом канале в субботу, 10 апреля, в 21:20.