Джинджер Роджерс, «Полет в Рио»
Год создания: 1933.
В 1930 году в США был принят Кодекс Хейса, который запрещал при производстве фильмов в Голливуде показывать на экране обнаженную натуру, а также использовать наряды со слишком откровенными декольте. Чтобы не отказываться от эксплуатации сексуальных образов, создатели фильмов пошли на хитрость. В этом кодексе не было ни слова о том, что нельзя показывать на экране женщин, одетых в облегающие, местами прозрачные платья. Художники по костюмам начали создавать специальные наряды, изготовленные из тюля и украшенные пайетками в самых интересных местах. Именно так и появились «голые», или, как их тогда называли, «иллюзорные» платья. Одной из первых, в 1933 году, такой наряд в кино примерила Джинджер Роджерс для картины «Полет в Рио».
Мэй Уэст, «Мэй Уэст навсегда»
Год создания: 1936.
Не могла обойти стороной «голые» платья и главная эротическая икона Голливуда 30-х годов Мэй Уэст. Ходили слухи, что Кодекс Хейса работал лично против секс-дивы. Поборников морали возмущали ее фильмы, манера поведения и, разумеется, наряды. Однако нужно отметить, что звезда никогда не позволяла себе обнажения. И дело вовсе не в том, что она опасалась проблем. Мэй считала, что нельзя полностью раскрывать тайну, только тогда можно держать аудиторию, мужскую главным образом, в постоянном напряжении. Убеждения актрисы были небезосновательными. Ведь, обладая довольно заурядной, даже слегка комичной внешностью и очень маленьким ростом, она смогла стать настоящим секс-символом эпохи. Один из ярких примеров ее накаляющего страсти наряда – платье для фильма «Мэй Уэст навсегда».
Марлен Дитрих, «Семь грехов»
Год создания: 1940.
Марлен Дитрих зарекомендовала себя как секс-символ со времен фильма «Голубой ангел», где предстала перед зрителями в весьма эротичном образе. В 1940 году художником по костюмам Айрин для Марлен было изготовлено ее первое «иллюзорное» платье. В нем звезда сыграла в фильме «Семь грехов». Спустя десять лет Марлен уже другому художнику по костюмам, Жану-Луи (Айрин на тот момент уже не было в живых), заказала сразу несколько «голых» туалетов для выступлений на сцене. Таким образом, иллюзорные наряды стали визитной карточкой дивы. Нужно отметить, что все «обнаженные» выходы Марлен Дитрих отличала подчеркнутая элегантность. Поверх платьев дива всегда накидывала меха, а крой нарядов и расположение маскирующих отделок были четко выверены с тем, чтобы не допустить пошлости.
Мэрилин Монро, «В джазе только девушки»
Год создания: 1959.
Платье, в котором Мэрилин красуется в одной из сцен культового фильма «В джазе только девушки», вызвало весьма противоречивые оценки. Поклонники актрисы были рады видеть ее прелести в столь неприкрытом виде, а вот пуритане негодовали. Дошло до того, что в Канзасе фильм, где Монро можно увидеть абсолютно без белья, запретили к просмотру, а в Мемфисе поставили ограничение «Только для взрослых». На самом же деле под этим «обнаженным» платьем Мэрилин голой вовсе не была. Специально для нее художник по костюмам Орри-Келли вшил в лиф платья между двумя слоями ткани специальную поддерживающую конструкцию, которая застегивалась на спине, но была тщательно замаскирована. Чтобы платье сидело идеально, его подгоняли по Монро прямо на съемочной площадке. При этом создатели фильма пожертвовали даже аутентичностью наряда. Действие фильма разворачивалось в 20-е годы ХХ века, когда платья имели прямоугольный силуэт. Однако продюсеры решили, что подчеркнуть формы звезды облеганием важнее, чем сохранить реалии времени.
Барбара Брыльска, «Фараон»
Год создания: 1966.
В 1966 году польский режиссер Ежи Кавалерович снял фильм о Древнем Египте. Картина была историческая, а не эротическая, как может показаться при взгляде на тотальное обнажение Барбары Брыльской. Во-первых, в Польше никаких запретов на демонстрацию голой натуры в кадре не существовало, а во-вторых, даже если бы такие ограничения и были, режиссер на вполне законных основаниях мог бы ими пренебречь. В его фильме костюм женщины Древнего Египта воспроизведен максимально достоверно. Жрица Кама, которую играет Брыльска, облачена в калазарис – традиционную одежду египтянок. Он представлял собой два куска ткани, соединенные по бокам. И да, калазарисы действительно зачастую были прозрачными и открывали грудь… Так что Ежи Кавалеровичу удалось одним выстрелом убить двух зайцев – и исторические реалии соблюсти, и показать все прелести актрисы. Ну и, разумеется, сделать прорыв в области кинообнажения актрис. Фильм вышел за пределы Польши и даже был номинирован в 1967 году на «Оскар» как лучший иностранный фильм.
Лайза Миннелли, «Кабаре»
Год создания: 1972.
В 70-е годы в Голливуде Кодекс Хейса, ставший причиной возникновения в 30-е годы «иллюзорных» платьев, был позабыт. В 1965 году его упразднили, и ко времени создания мюзикла «Кабаре» с Лайзой Миннелли в главной роли у режиссеров фабрики грез, желающих показать все прелести актрис, оказались развязаны руки. Теперь создателям кино даже не нужно было прикрываться требованиями исторических реалий, как режиссеру «Фараона» с Барбарой Брыльской. Прозрачность эволюционировала от «иллюзорности», где под декоративными элементами скрывались «стратегически важные» места, до будоражащей воображение прозрачности. В одном из сценических образов Миннелли в фильме на ней платье, где верх и низ соединены цепочками страз, обнажающими живот, а лиф выполнен из двух небольших полностью прозрачных полосок ткани. Пожалуй, это платье можно назвать одним из самых сексуальных образов за весь фильм, на протяжении которого Лайза предстает в нескольких откровенных нарядах.
Ракель Уэлч, «Чудовище»
Год создания: 1979.
Главный американский секс-символ 70-х Ракель Уэлч, снявшись в 1979 году в фильме «Чудовище», прочно закрепила в кино позиции прозрачных платьев. Теперь уже просвечивающие сквозь ткань прелести актрисы не вызывали бурю негодования. Философия свободы и раскрепощенности, свойственная 70-м, постепенно смела запреты и табу. Режиссерам было выгодно наполнять свои фильмы обнаженной натурой по максимуму, эксплуатируя прелести ради популярности картин. Голливудская звезда 30-х годов и мастер сексуальной провокации Мэй Уэст, снимавшаяся в одном из своих последних фильмов вместе с Ракель Уэлч, говорила, что не понимает, в чем прелесть такого тотального обнажения, которое пропагандирует молодая актриса, ведь когда загадка уходит, уходит и мечта. А мы помним, что Мэй стояла у истоков кинообнажения и знала толк в том, как приковать к себе всеобщее внимание.
Сара-Джесика Паркер, «Секс в большом городе»
Год создания: 1998.
В череде образов героини одного из самых популярных у женской аудитории сериалов можно найти немало сногсшибательных нарядов, поражающих своей сексуальностью в той или иной степени. Но есть в гардеробе Кэрри Брэдшоу одно платье, которое выделяется на фоне остальных образов. Именно оно отлично иллюстрирует приницип обнаженной сексуальности конца 90-х. Речь о телесном «голом» платье, в котором героиня принимала участие в фотосессии для своей колонки о сексе. После Кэрри решила надеть его на свое первое свидание с мужчиной ее мечты. Эффект нюд создал иллюзию, будто на актрисе совершенно ничего нет. В этом платье нет никакой недосказанности, свойственной «голым» платьям 30-х годов. В конце 90-х обнажение перестало быть таинством.
Моника Беллуччи, «Необратимость»
Год создания: 2002.
Еще дальше в деле кинообнажения пошла Моника Беллуччи. Во французском драматическом триллере режиссера Гаспара Ноэ она предстала в кадре практически полностью голой. Платье, в котором героиня Алекс отправляется на вечеринку, больше напоминает ночную сорочку, причем очень откровенную. Разумеется, такой образ служит главной цели режиссера, и демонстрирование прелестей Беллуччи здесь скорее не первоцель, а способ передать настроение. Но факт остается фактом – в этом фильме прозрачность нарядов в своей киноэволюции дошла до границы с полной наготой.
Эмилия Кларк, «Игра престолов»
Год создания: 2011 (1-й сезон).
Буквально в самых первых кадрах своего появления в сериале «Игра престолов» актриса Эмилия Кларк, играющая Дейенерис Таргариен, предстает перед зрителями в сером, едва заметном на ее хрупком теле платье. Две полоски прозрачной ткани соединены на ее плечах фибулами. При этом, по словам художника по костюмам Мишель Клэптон, это платье призвано показать вовсе не эротизм образа, а его незащищенность. В это время героиня предстает перед взором своего будущего мужа, грозного кхала Дрого, и не знает, что ждет ее впереди. Голая натура здесь отходит на второй план, как и в фильме «Необратимость» с Моникой Беллуччи. Если в самом начале «голые» платья создавались, чтобы привлечь внимание к женскому телу, то сегодня режиссеры все чаще их используют, чтобы при помощи этого воплотить более глубокий творческий замысел.