Ровно 40 лет назад — 12 апреля 1982 года — состоялась премьера одного из самых популярных польских фильмов «Знахарь». Для того, чтобы снять его, режиссеру Ежи Гофману прошлось пройти через девять кругов ада. Государство не хотело финансировать проект, актеры один за одним отказывались от участия, а зрители предлагали бойкотировать картину.
Обстановка в стране стояла тревожная, и людям было не до развлечений. Но режиссер был одержим работой и верил: если миру что-то и нужно в такое непростое время, так это хорошее кино — серьезное, но в то же время способное подарить надежду.
Трогательную историю профессора Вильчура, который по воле злого рока теряет память и становится сельским знахарем, пытались снимать и раньше, но удалось это только Гофману.
Это работой он увековечил не только свое имя, но и имена актеров, исполнивших главные роли. Они получили славу, деньги и признание, но взамен отдали кое-что другое. Судьбы каждого из них сложились по-разному, а вот личная жизнь была одинаково трагичной.
Ежи Биньчицкий — хирург-профессор Рафал Вильчур
Ежи Биньчицкий никогда не был ни романтиком, ни фаталистом. Он родился в небольшом селе под Краковом в семье печника и верил: выбиться в люди сможет только, если будет упорно трудиться. После школы он планировал работать на заводе, но все решила одна посиделка с друзьями.
Как-то Биньчицкий и пара его товарищей организовали небольшое застолье, дело не обошлось без пива. После пары кружек в Ежи проснулась природная артистичность — он залез на стол, начал показывать сценки, и один из друзей сказал, что ему стоит поступить в театральное училище.
Будущий актер поспорил, что комиссия не примет сына чернорабочего и не даст такому необразованному парню, как он, заниматься благородным актерским делом, но его талант оказался сильнее страха и покорил экзаменаторов.
Еще во время учебы Ежи понял, что хочет блистать на сцене театров, но роли в кино сулили ему большие гонорары, и он, чаще всего — нехотя, все же соглашался. Одна из них — в фильме «Знахарь» — прославила его не только на всю страну, но и на весь мир.
В картине он сыграл главного героя — профессора Рафала Вильчура, известного хирурга, потерявшего память и превратившегося в деревенского лекаря.
После того, как фильм показали на больших экранах, жители Польши отреагировали по-разному. Одни считали, что в такое непростое для страны время (экономический кризис и обострившая борьба за власть), снимать слезливые мелодрамы просто неуместно. Другие не могли сдержать слез, наблюдая за судьбами героев. Но режиссеру и актерам было все равно — главное, что о «Знахаре» говорили.
Кто бы что ни думал о фильме, все единогласно признавали талант Биньчицкого — он стал звездой. В кино актер снимался редко и предпочитал камерам работу в театре. Поклонницы не давали Ежи проходу — заваливали цветами после спектаклей и караулили у гримерок, но его личная жизнь не складывалась. Казалось, в его сердце есть только одно свободное место, и он отдал его профессии.
Ежи Биньчицкий всегда считал актерские романы ненадежными, но два раза наступал на одним и те же грабли. Оба его брака развивались по одному и тому же сценарию.
Он влюблялся в какую-нибудь начинающую звезду, после пары месяцев бурного романа делал ей предложение, а потом начинал скучать. Прятаться от проблем он предпочитал в театре, а жены, которые воспитывали детей и хотели получать от супруга хоть немного внимания, закатывали ему скандалы. Следом шел развод.
Про экс-супруг Биньчицкий быстро забывал, но надо отдать ему должное, всегда заботился о детях — дочери Магдалене и сыне Яне. Конечно, его судьба была не такой трагичной, как у профессора Вильчура, который в последних кадрах фильма приносит букет на могилу жены, но личная жизнь Биньчицкого так и не сложилась.
Окончательно разочаровавшись в браке, актер с головой ушел в профессию. Поскольку встретить старость в домике на берегу моря с любимой женой у него не получилось, он решил сделать это на сцене.
Летом 1998 года он стал директором Старого театра и, по словам друзей, планировал удивить публику новыми спектаклями, но за несколько дней до премьеры его жизнь оборвал сердечный приступ. Актеру был 61 год.
Анна Дымна — Марыся
А вот актриса Анна Дымна — милая, красивая и скромная Марыся, успела насладиться настоящим счастьем, хоть и длилось оно не так долго, как ей хотелось бы. Еще в юности она влюбилась в сценариста Веслава Дымны, вышла за него замуж и наслаждалась каждой секундой, проведенной с супругом. Он был старше на 15 лет, но это не было помехой.
«Мы все делали вместе. Вместе возводили стены, сколачивали мебель, шили себе костюмы, радовались мелочам. Мы жили словно в трансе — не спали ночами, я читала ему книги вслух, он учил меня рисовать. Мы любили друг друга, а все остальное не имело значения», — вспоминала актриса.
Их идиллия продлится пять лет, а потом буквально сгорит в пламени несчастий.
Черная полоса в жизни Анны началась со страшного пожара — дом, который она построила вместе с мужем и так долго создавала в нем уют, сгорел дотла — со всеми вещами, деньгами и документами.
Но даже это несчастье не смогло подорвать любовь Анны и Веслава — они решили, что все начнут с чистого листа и переехали в новую квартиру. Прожить в ней им удалось лишь пару месяцев. Однажды, вернувшись домой, актриса обнаружила супруга лежащим на полу. Она подошла поближе и взяла его за руку, чтобы почувствовать пульс. Но Веслав Дымны был уже мертв.
Спустя много лет звезда польского кино признавалась, что на теле ее супруга были синяки и раны — все указывало на то, что на него напали. Но поскольку из квартиры не пропали ни деньги, ни драгоценности, полицая решила: причиной смерти стал сердечный приступ. Что же произошло на самом деле, Анна Дымна не знает до сих пор.
Жить без любимого актриса не могла и в моменты отчаяния молила судьбу о смерти. Ее темные мысли чуть было не стали реальностью — сразу после похорон мужа Анна попала в страшную аварию. Она запомнила то, как пыталась затормозить, и очнулась уже на больничной койке. Девушка не чувствовала ни рук, ни ног. Тяжелые травмы позвоночника, по мнению врачей, сулили лишь ей одно: навсегда быть прикованной к инвалидной коляске.
Встать на ноги Анна смогла не скоро, но все-таки сделала это — благодаря своему физиотерапевту Збигневу Шоту, который во время лечения проводил с ней каждый день. Даже после выписки актриса сохранила с мужчиной теплые отношения. Она была бесконечно признательна, что он помог ей восстановить здоровье, а он был… в нее влюблен.
Веслав предложил Анне выйти за него, и она согласилась. О любви или страсти речи не шло: актриса думала, что так сможет отблагодарить мужчину за свое исцеление. Но даже спустя долгие годы призрак первого мужа, с которым она была по-настоящему счастлива, преследовал звезду «Знахаря». Она поняла, что обманывает и себя, и Веслава, и подала на развод.
Большую часть жизни Анна Дымна провела в одиночестве. Она вернулась на сцену и посвятила себя благотворительности — создала Фонд помощи тяжелобольным и инвалидам.
Томаш Стокингер — граф Лешек Чиньский
Изначально Томаш Стокингер не должен был сниматься в «Знахаре» — роль графа Лешека, без памяти влюбленного в Марысю, досталась ему после того, как от нее отказался другой актер. Стокингер на тот момент не мог похвастаться большим опытом, но со своей задачей — сыграть смелого и отчаянного аристократа, который готов на все ради прекрасной дамы, справился на отлично.
Казалось, что съемки в таком масштабном проекте должны были произвести на юного артиста неизгладимое впечатления, но он запомнил не советы старших коллег или рекомендации режиссера, а губы и руки Анна Дымны.
Томаш влюбился в нее в тот же миг, как они вместе оказались в кадре, но красавица не ответила ему взаимностью. Она была счастлива в браке и не собиралась рушить отношения с мужем ради мимолетной интрижки.
Томаш Стокингер воспринял это отказ крайне болезненно, но переживал недолго — у него всегда было много поклонниц, и он быстро выбрал, в чьих объятиях будет лечить разбитое сердце. Однако этот роман не спас его от проблем в личной жизни, а только добавил новых.
Повстречавшись со своей фанаткой несколько недель, он решил бросить девушку, но она оказалась не так проста — решила отомстить актеру-ловеласу и превратила его существование в кошмар.
Девушка караулила его возле дома, публично заявляла, что ждет от Стокингера ребенка, угрожала облить актера кислотой, если он не примет ее обратно и не признает отцовство, но артист остался хладнокровен.
После премьеры «Знахаря» он женился: и если актером Стокингер был хорошим, то мужем оказался просто ужасным. Он млел от внимания поклонниц и регулярно добавлял в список достижений все новые и новые женские имена.
Его супруга в это время была заперта дома — она взяла на себя бытовые обязанности и занималась воспитанием маленького ребенка, а Томаш с головой погряз в любовных похождениях.
Однажды, вернувшись домой, он застал пустую квартиру — жена, не выдержав такой жизни, забрала сына и ушла. Ни вещей, ни записки — только холодная пустота, поселившаяся в четырех стенах.
Но даже такое потрясение не вразумило актера: он посчитал, что теперь в его жизни стало одной проблемой меньше, и взялся за старое. Чуть позже его бывшая супруга все-таки объявилась — она подала документы на развод, но не хотела, чтобы ее ребенок рос без отца, и разрешила актеру общаться с сыном.
Своего мужа-изменщика она так и не простила. Для того, чтобы зарыть топор войны, экс-супругам понадобилось больше 20 лет. Впервые обнять друг друга и поговорить по душам они смогли совсем недавно — в день свадьбы сына.
Фото: Кадры из видео, Legion-Media, East News