Всем знакомо имя Эльдара Рязанова — режиссера, подарившего стране множество легендарных фильмов. Чего только стоит «Ирония судьбы, или С легким паром», которую россияне дружно пересматривают каждый Новый год.
Знаменитый режиссер никогда не боялся работать с дебютантками или малоизвестными актрисами. Очевидно, что у него был талант, который позволял разглядеть будущую звезду. И в картинах Эльдара Александровича они играли роли, которые моментально приносили им известность. Правда, часто бывало и так, что эти роли так и оставались единственными заметными в карьере. Рассказываем, кто из актрис столкнулся с «проклятием Рязанова».
Лариса Голубкина
Роль Шурочки Азаровой в комедийном фильме «Гусарская баллада» стала для Голубкиной дебютной в кино. Актриса, что называется, проснулась знаменитой. После этого Голубкина много играла в театре, но ее карьера в кино складывалась не слишком удачно.
Да, были роли в «Жалобной книге» (у того же Рязанова), «Освобождении» и «Трое в лодке, не считая собаки». Всего — в фильмографии Голубкиной 35 картин, но ни одна из них не может сравниться по популярности с дебютной лентой Ларисы Ивановны.
Сегодня ее чаще всего вспоминают либо из-за роли в «Гусарской балладе», либо из-за ее брака с Андреем Мироновым. Вместе они прожили десять лет, вплоть до смерти актера.
Барбара Брыльска
Светлана Немоляева, Алиса Фрейндлих и Людмила Гурченко — кого только не пробовал Эльдар Рязанов на роль учительницы русского языка и литературы Нади Шевелевой. Режиссер искал ту, которая смогла бы сыграть «красивую женщину с трудной судьбой».
Польская актриса Барбара Брыльска была известна в Советском Союзе по картинам «Фараон», «След Сокола» и «Анатомия любви» — последняя была настолько откровенна, что в СССР вырезали некоторые сцены. Однако именно благодаря этому фильму Рязанов вспомнил о Барбаре. Эльдар Александрович быстро нашел контакты актрисы и пригласил ее в свой новогодний проект. Она согласилась. Режиссеру пришлось отстаивать свое решение утвердить иностранную актрису перед начальством.
Брыльска разговаривала с польским акцентом, поэтому ее озвучила Валентина Талызина. Само собой, после съемок у Рязанова Барбара не прекратила сниматься в кино, однако по сей день ее образ ассоциируется исключительно с Надей Шевелевой. Впрочем, полагаем всему виной невероятная популярность фильма.
Светлана Карпинская
Для Светланы Карпинской, как и для Ларисы Голубкиной, роль в картине Эльдара Рязанова стала дебютной. Более того, когда актриса снималась в фильме «Девушка без адреса», у нее вообще не было актерского образования. Зато когда лента вышла на экраны, Карпинскую зачислили сразу на второй курс ЛГИТМиК. Именно там она познакомилась с будущим супругом. Так что в жизни Карписнкой Рязанов сыграл огромную роль.
Правда, сама Светлана на режиссера обижалась — актриса была недовольна тем, что Эльдар Александрович не зовет ее в новые проекты. А ведь изначально Карпинская мечтала о большой семье и детях, а вовсе не о кинокарьере. Однако первая роль все изменила — такой успех! Но, к сожалению, «Девушка без адреса» так и осталась, пожалуй, самой заметной работой Светланы Карпинской.
Лариса Гузеева
Как мы уже упоминали выше, Эльдар Рязанов любил открывать новые лица. Когда он приступил к съемкам картины по пьесе Островского «Бесприданница», вновь захотел снять девушку до этого неизвестную. На поиски режиссер отправился в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, где училась молодая и прекрасная Лариса Гузеева.
«И он приехал к ним в институт на спектакль. Маскировался, сидел в темных очках, чтобы его не узнали. Но все все равно знали, что в зале Эльдар Рязанов. И Лариса рассказывала: »Я играла так, что стулья роняла, была не в своей тарелке, играла безобразно». Талантливую актрису нельзя было в ней увидеть. Но Рязанов увидел что-то, что ему нужно было, и пригласил ее», —
Роль Ларисы Огудаловой в картине «Жестокий романс» принесла начинающей актрисе невероятную популярность. Однако не все радовались успехам красавицы — однокурсники стали распускать про нее слухи.
Картина так и осталась главной в жизни Ларисы Гузеевой. Несмотря на то, что после этого она много снималась.
Людмила Гурченко
Да, было бы странно утверждать, что роль Лены Крыловой в фильме «Карнавальная ночь» — самая заметная в фильмографии дивы советского кино. Поэтому сразу оговоримся, что это не так. Однако и Людмила Марковна в меньшей мере, чем все предыдущие девушки в нашей подборке, но все же испытала на себе «проклятие Эльдара Рязанова».
После выхода «Карнавальной ночи» специально для нее был написан сценарий фильма «Девушка с гитарой», однако он уже не имел такого успеха, а за Гурченко закрепился штамп актрисы легко танцевального жанра. По ее собственным словам, начался 10-летний период забвения. Звезда была вынуждена выступать с концертами на заводах и шахтах, а также участвовать в так называемых творческих вечерах.
«Я пережила много жестокостей. Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и… 10 лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней? Ничего!» — вспоминала Гурченко.
Между тем, даже в тот период Людмила Марковна снималась, однако, видимо, она сама не считала эти роли стоящими.
Фото: Legion-Media, Persona Stars, PhotoXPress.ru, кадр из видео