«Оставьте ребенку его детство», – говорят одни. «У малыша должно быть свое собственное время», – говорят другие. «У моего ребенка день расписан по минутам. Свободного времени – полчаса в день», – говорит Яна Рудковская, рассказывая о воспитании своего сынишки Сашеньки. Кто прав? Wday.ru нашел три жизненные и очень показательные истории, а наш эксперт, детский психолог Наталья Шевцова, их прокомментировала.
«Я кайфую, когда мой ребенок при деле»
Ксения, мама трехлетней Ники: «Ой, я даже не знаю, с чего начать. Мы столько всего успеваем делать. С годика моя дочка плавает, и ей так нравится это занятие, что мы купили годичный абонемент и не пропускаем бассейн никогда. К слову сказать, мы почти не болеем. Еще мы ходим на танцы и ментальную арифметику, рисуем и знакомимся с иностранными языками. Ника очень общительная и легко вливется в любой детский коллектив. У нас много друзей, каждые выходные мы отмечаем чей-то день рождения.
У нас совсем нет времени на просто полежать и поболтать. Мой ребенок всегда при деле, и это мне очень нравится. И не надо смотреть на меня как на сумасшедшую! Кто-то говорит, мол, у моего ребенка нет детства. Но таких мам, которые, как и я, любят занимать каждую свободную минуту жизни своих детей полезными занятиями, очень много. Я хочу, чтоб мой ребенок играл главную роль в выпускном спектакле в садике, вел праздники в школе, играл в КВН, побеждал в олимпиадах. И так будет – я знаю, она это сможет».
Прекрасно, когда у родителей есть достаточно свободного времени, которое они могут посвятить своему ребенку. Также хорошо, когда мама поддерживает интересы своего чада: нравится плавание – водит на плавание. Но главное тут – не перегнуть палку, потому как часто за слепым стремлением родителей сделать из ребенка чемпиона они не замечают, как у детей теряется воля и способность чувствовать, чего же хочет он сам».
Привыкнув в раннем возрасте, что за него все решили, он не способен сам принимать решения за себя уже во взрослой жизни. Для гармоничного развития ребенку просто необходимо переживать скуку от ничегонеделания. Именно в этом состоянии он учится слышать себя, открывать свои истинные интересы относительно того, чем заниматься, а не делать то, что навязали ему извне.
«Три тренера, а досуг на бабушке»
Лада, мама пятилетнего Сергея: «Я считаю, что увлекать ребенка знаниями надо начинать в детстве, пусть учится играючи. Особенно важно заниматься спортом, поэтому мы ходим на плавание, на футбол и даже на карате. Не нагружаем – тренировки скорее как общая физическая подготовка. Но после них он спокойнее: и дом не крушит, и с бабушкой не спорит.
Правда, всем его временем вне садика, в том числе и тренировками, заведует моя мама. Я не против – я сама целыми днями на работе и боюсь, что ребенку будет скучно, если он после садика будет просто смотреть мультики или катать машинки. А так – придет после тренировки, поужинает и спать. Мне, конечно, бывает порой неловко перед ним, что им больше бабушка занимается, но по-другому я не могу, дела».
Физическая активность – жизненная необходимость для ребенка. Но перегружать секциями может быть чревато. Как малышу учиться слушать себя, свои желания и чувства, если дома есть бабушка, которая решает, в садике воспитательница, и после еще три разных тренера, которые снова диктуют свои правила и порядки?
Из такого ребенка вырастет идеальный солдат, исполняющий команды и не умеющий чувствовать. Потому как ради того, чтобы он не спорил с бабушкой, из него после садика выматывали весь дух на тренировках.
Повторюсь, что детям необходимо переживать и скуку, и тщетность, именно в этих состояниях формируется дух, воля и умение слышать себя!
«Мой сын получает удовольствие, играя в песочнице, и я счастлива»
Ольга, мама четырехлетнего Кирилла: «Я уже прошла школу раннего развития со старшим сыном. Он не роптал. Я водила – он ходил. В первом классе у него было шесть дополнительных занятий, кроме школы. Выходные мы тратили на различные походы в кино, цирки, театры, чтобы сын окультуривался. Сейчас он не хочет ничего. Честно признается, что ему все это не нравилось, он просто не мог сопротивляться. Нет, он не сидит дома затворником. У него есть друзья, с которыми он играет во дворе, в школе он учится исключительно на «5» и «4», делая при этом уроки самостоятельно, без моего контроля, занимается в спортивной секции в школе олимпийского резерва, изучает программирование.
Да, возможно, мои хождения с ним по секциям и заложили этот фундамент интереса и ответственности, но с младшим сыном я веду другую политику. Он обожает играть в машинки, строить дома из кубиков и смотреть мультики, а еще прыгать на батуте и ходить в театры. Я разрешаю ему самому выбирать занятие по душе.
— Сынок, что будем делать сегодня? — спрашиваю его утром в субботу.
— Сейчас посмотрим мультики, поиграем в домино и пойдем в театр, – говорит он.
Я соглашаюсь, потому что видеть, когда твой ребенок счастлив – это самое лучшее, что может быть».
Хороший пример со старшим сыном. Когда ребенок не хочет ничего и признается, что просто не мог противостоять воле матери, поэтому безропотно соглашался на все. Так случается очень часто, и в дальнейшем такие дети нередко уходят в зависимость: алкогольную, игровую, наркотическую. Дисциплина в воспитании детей необходима, но во всем нужно знать меру и не забывать, что ребенок – это живое существо со своими потребностями, желаниями и чувствами. А не инвестиционный проект для родителей, с помощью которого можно реализовывать свои несбывшиеся победы и мечты.
- Да, его надо развивать всесторонне. И чем раньше, тем лучше.
- Нет, у ребенка должно быть детство с играми и мультиками.
- Дополнительные занятия еще никому не вредили. Главное без фанатизма. Одно, два, не больше.
- Мне сложно сейчас говорить об этом. Я не знаю, будут ли нравиться моему ребенку эти занятия. Хочется, чтобы нравились.