Теория поколений сейчас набирает серьезные обороты. Суть ее в том, что люди, родившиеся и выросшие в одинаковый период времени, имеют примерно одинаковый набор ценностей. Период длится 20 лет, и все, кто родился и вырос в это время, считаются одним поколением. Ценности формируются в первые 12 лет, и им человек потом следует всю жизнь.
Ценности — это установки того, что такое хорошо, что такое плохо, поведенческие сценарии и усвоенные психологические защиты. Они формируются под влиянием и внешних социальных факторов, и внутри семьи. Поэтому социологи и маркетологи изучают не только исторический контекст, но и то, как воспитывают детей разные поколения.
Поколение X
Им сейчас за 40–50 лет. Они родились и росли, когда коммунистические идеи себя исчерпали, никто уже не верил ни в какое светлое будущее, а люди будто подыгрывали социальным декорациям, как в каком-то спектакле. Они непостоянные, циничные и такие немного разочарованные.
Им нравится путешествовать, они очень практичны и стараются ориентировать детей на результат. Поэтому много вкладывают в детское развитие, сами много занимаются ребенком, хотят вложить в него как можно больше информации, развить в нем как можно больше навыков. Они много требуют от ребенка — им нужны практические результаты их вложений, они должны видеть, что ребенок все усваивает, растет как личность и профессионал.
Именно это поколение с радостью пробует новые методики воспитания, это они всегда в поиске новой информации по детской психологии, слушают лекции и программы психологов и ученых, с радостью делятся тем, что сработало. Однако они больше доверяют знаниям, чем чувствам. У них много своего мнения, так как у них много знаний, ведь они сами постоянно учатся. Этим они несколько подавляют своих детей, но они хотят как лучше. Этот перфекционизм, гиперконтроль и опека породили поколение миллениалов.
Поколение Y
Это те, кому сейчас от 20 до 40 лет. Хотя некоторые исследователи сдвигают планку до 17-35. Они росли или родились на стыке тысячелетий, поэтому им дали такие прозвище — миллениалы. Их социальный тип — «герои», они деятельные и уверенные в себе, готовы бороться за свои идеи, горят желанием менять мир под свои представления об идеальном, но при этом многое делают, только исходя из соображений личного комфорта и удовольствия.
Любят бренды, красивую жизнь, ценят «картинку», стремятся все осознавать, ходят к психологам, стремятся к свободе и… подчинять своему контролю свободу других. Например, по данным 62% сотрудников крупных компаний из поколения Y уже занимают управленческие должности. А в предыдущем поколении показатель был 46%. Они быстро делают карьеру, так как стремятся к получению немедленного результата — на что родители ориентировали, к тому и стремятся.
Дети для них — это высокая и важная миссия, которую нужно выполнить на «отлично». Игреки очень отзывчивы, они внимательны к чувствам и эмоциям детей, дают им больше свободы и меньше контроля. Но у них очень высокая потребность в личном пространстве, где они могут побыть наедине с собой. Им не хватает чувства безопасности, поэтому они стараются обеспечить ее своим детям. Безопасность — это их пунктик.
Про игреков в социологии встречается термин «первое непоротое поколение», мол, это первое поколение, которое воспитывалось наиболее щадящими методами. Поэтому они в принципе выступают против насилия и стараются чаще договориться со своими детьми, чем давить на них.
Поколение Z
Младшие представители этого поколения еще находятся на грудном вскармливании, а старшие подходят к 20 годам и совершеннолетию. Их ценности сейчас еще формируются. Поэтому пока сложно предугадать точно, какими они будут, но кое-что сказать уже можно. Поколения цикличны, поэтому дети Z должны быть по своим основным ценностям и установкам похожи на «молчаливое поколение» рожденных в 20—30-х годах ХХ века, перед Великой Отечественной.
Мир этого поколения безграничен, они не привязываются жестко к чему-то одному, потому что всегда есть выбор и что-то еще лучше. У них преобладают поверхностные отношения, им плевать на бренды и социальные статусы, для них важнее нематериальные ценности. Они очень доминантны, с высоким чувством собственной важности, и поэтому у них нет необходимости самоутверждаться.
Маркетологи говорят, что впервые происходит такое — чтобы продать товары для семьи, они должны ориентироваться на дух поколения Z, то есть на детей в семье. Родители-игреки соглашаются с ними, дают им право выбора, и последнее слово часто остается за ребенком.
По мнению социологов, это будут довольно эгоистичные родители, прагматичные и расчетливые. При этом, конечно, они будут ближе всего по духу к своим детям, будут давать им много заботы и внимания, игрушек и свободы. Но привычка принимать решения единолично никуда не денется, поэтому они, скорее всего, будут в некотором смысле диктаторами для своих детей.
Кстати
У поколения Z уже наметилось субпоколение — молодые люди, живущие на границы поколений. В разных странах, несмотря на разницу социальных контекстов, они примерно похожи. В США их назвали «поколение снежинок» — они уверены в своей исключительности и в то же время уязчимы. Они очень политкорректны, и их главная идея — толерантность ко всему, требование все больших прав, льгот и свобод. При этом они очень обидчивы и их легко сломать.
В Китае их называют «клубничное поколение», потому что «легко мнутся» как клубника, не выдерживают давления, тяжелого труда, эгоистичны, высокомерны, избалованы, многого хотят, но при этом ленивы.
В некоторых европейских странах и в Латинской Америке их называют поколение «ни-ни» — молодые люди от 16 до 30, которые не учатся и не работают, но много сидят в соцсетях и свободно разглагольствуют на любые темы.
Какими родителями они будут? Представляется, что довольно токсичными, но кто знает, что заложено в их сценарий развития. Поживем — увидим.