О том, что Ирине Алферовой суждено стать великой актрисой, первым понял руководитель театральной студии в Новосибирске, где будущая звезда «Хождения по мукам» начала заниматься в старших классах школы. Сама девушка большими амбициями тогда не обладала и хотела для себя тихой и спокойной жизни. Она планировала остаться в родном городе, где все уже давно знакомо и понятно, получить образование, найти работу, но преподаватель уговорил ее уехать в Москву и поступить в ГИТИС.
Он был уверен, что красавица с ангельскими глазами покорит не одну театральную сцену и будет очаровывать тысячи мужчин, глядя на них с экранов. Но, как оказалось, эффектная внешность, даже приправленная исключительным талантом, еще никому не гарантирует успех. Третьим и едва ли не самым важным ингредиентом этого «зелья триумфа» должно было стать везение, и вот с ним у Алферовой возникли проблемы.
Поступление в ГИТИС далось Ирине Алферовой непросто, но после нескольких туров вступительных испытаний ее все же зачислили в ряды студентов. В первое время учеба давалась начинающей актрисе тяжело. Преподаватели требовали у девушки во время этюдов показывать разные эмоции — от отчаяния до восторга, но будущая звезда все никак не могла раскрепоститься и существовала будто в каком-то коконе.
Она была хороша в драме, но вот в комедийных образах смотрелась чужеродно. Уже позже актриса признавалась, что никак не могла сыграть на сцене счастье, потому что в какой-то момент своей жизни просто разучилась радоваться.
Это произошло еще в детстве после того, как отец девушки попал под поезд и остался инвалидом. Тогда Ирине пришлось резко повзрослеть, стать надежной опорой для своей матери, и на такие простые удовольствия как встречи с подружками, свидания или походы в кино у нее просто не оставалось сил.
Но талант, которым обладала Алферова, не мог долго жить в глубине ее души и постепенно начал прорываться наружу. Спустя несколько месяцев после поступления Ирина уже считалась лучшей студенткой.
Преподаватели называли девушку своей любимицей, а однокурсники не могли отвести от нее восхищенных взглядов. Алферова не была стервозной femme fatale, разбивающей сердца. Мужчины назвали ее не иначе как ангелом, который спустился с небес, чтобы принести в этот жестокий мир немного доброты и нежности.
Еще во время учебы в институте Алферовой предложили сыграть Дашу Булавину в 13-серийном фильме «Хождение по мукам». Режиссер Василий Ордынский пообещал девушке, что эта роль сделает ее звездой советского союза, но поставил одно условия. Ровно пять лет — именно столько длились съемки, ей нельзя было работать ни в одном театре. Ирина мечтала о сцене, но не стала упускать шанс и согласилась.
Возможно, если бы не эта жертва, карьера Алферовой сложилась бы по-другому. За все то время, пока актриса работала с Ордынским, она отвергла предложения Гайдая, Чухрая и других режиссеров, и терпеливо ждала дня, когда проснется знаменитой.
«Не верь никому! Не соглашайся! Ты должна появиться вот так, в этой роли!», — раз за разом повторял Ирине Василий Ордынский.
Некоторые знакомые Алферовой верили, что режиссер делает это для того, чтобы обеспечить юной актрисе триумфальный дебют на экранах, но были и другие версии.
Близкие друзья Алферовой считали, что режиссер был влюблен в актрису, хотел завести с ней роман, но она отвергла его ухаживания. Тогда Ордынский решил отомстить, но не самой Ирине, а ее карьере. Он был уверен, что актриса, которая, по его словам, обладала какой-то мистической красотой, обязательно станет легендой, поэтому долго не отпускал ее в другие проекты и не давал ей возможность прославиться.
Но длится вечно это не могло. После того, как «Хождение по мукам» увидели первые зрители, они мгновенно влюбились в актрису. Несмотря на то, что эта роль для звезды была первой, многие критики до сих пор считают ее лучшей в карьере Алферовой.
После такого успеха актриса могла бы продолжить сниматься в кино, но она решила исполнить свою главную мечту и пошла работать в театр. Однажды она пришла в «Ленком» на спектакль с Александром Абдуловым и осталась под таким впечатлением от его харизмы, что попросила режиссера Марка Захарова принять ее в труппу и неожиданно для самой себя получила место.
Теперь каждый день она могла видеться с Абдуловым на репетициях, но однажды поняла, что любит его не только как актера, но и как мужчину. Вскоре Ирина и Александр поженились, и получили от поклонников титул самой красивой звездной пары СССР.
Захаров хоть и дал Алферовой работу, брать ее на главные роли не торопился. Актриса была задействована во многих спектаклях, но играла исключительно в массовке и имела в запасе лишь пару минут для того, чтобы блеснуть перед зрителями.
Она просила супруга поговорить с режиссером и «выбить» для нее хотя бы одну главную роль, но тот не соглашался. «А чего ей помогать, она и так талантливая, сама всего достигнет…», — говорил Абдулов. Но Алферова так и оставалась в тени других звезд.
Поговаривали, что Марк Захаров недолюбливал всех актрис, а роль примы «Ленкома» берег для дочки — Александры. Впрочем, наследнице театрального деятеля, как и Алферовой, тоже пришлось пройти испытание «массовкой», которое для нее продлилось почти 12 лет. Но Александра Захарова терпеливо ждала своего часа и однажды все же стала звездой.
Алферова несколько раз пыталась уйти из «Ленкома», но Захаров уговаривал ее остаться. В паре с Абдуловым Алферова стала своеобразным брендом, прибавлявшим популярности театру, и потерять ее значило лишиться части зрителей.
Режиссер не давал актрисе главные роли, но в тоже же время не разрешал ей развиваться в других сферах и часто запрещал сниматься в кино. Ирина верила, что однажды все ее страдания обязательно будут вознаграждены и слепо доверяла Захарову, но он не оправдывал ее ожиданий долгих 17 лет.
«У нас был замечательный театр. Однако со мной поступали, конечно, не очень честно. Но я понимала, что если смотреть на Чурикову, Пельтцер, Леонова, то в общем это тоже школа. Тогда не существовало антреприз, а уйти в никуда я боялась, вот и мучилась. Терпела и искренне не понимала, почему мне не достаются хорошие роли», — позже признавалась Алферова.
Роковым для Ирины Алферовой стал 1993 год, когда она все же смогла добиться внимания со стороны Марка Захарова. В один прекрасных день он объявил актрисе, что дает ей главную роль в спектакле. Ей предстояло сыграть… женщину-собаку. По сценарию в постановке у Алферовой не было ни одно реплики — все эмоции ей предстояло выражать через лай.
«Я приступила к репетициям. Чурикова и Саша Захарова, значит, играют таких благородных красивых дам с веерами на балу, а я играю женщину, которая на балу покрывается волосами, превращаясь в собаку, и начинает истошно лаять», — рассказывала Алферова.
В этом образе она появилась на сцене всего пару раз, а потом написала заявление об увольнении. Момента, когда ее талант начнут ценить по достоинству, она так и не дождалась, ее брак с Абдуловым дал трещину, и Алферова решила начать все заново. Тогда актрисе было уже больше 40 лет — всю свою юность она провела на театральной «скамейке запасных».
В молодости Ирина Алферова упустила много интересных ролей, но благодаря фильмам «Хождение по мукам» и «Д`Артаньян и три мушкетера» все равно была довольно популярной актрисой со своей армией поклонников. В середине 1990-х она начала выступать на сцене репертуарного театра «Школа современной пьесы», где наконец реализовалась в полной мере: сыграла главных героинь в спектаклях «Чайка», «Медведь», «Пришел мужчина к женщине» и других.
Актриса признается, что в ее случае яркая внешность не стала гарантом успеха, но на режиссеров, которые постоянно «придерживали» ее талант, она зла не держит. Звезда говорит, что они научили ее терпению и избирательности в выборе ролей.
Да, Ирина Алферова снималась не так часто, как ей хотелось бы, но зато это сделало ее фильмографию безупречной. Сейчас звезда говорит, что ей не стыдно ни за одну свою работу в кино, и ни за один выход на сцену. К тому же сейчас Ирина Ивановна по-прежнему остается востребованной актрисой и продолжает работать.
И хотя неземная красота не помогла Алферовой вознестись на Олимп шоу-бизнеса, актриса признается, что скучает по тем временам, когда ей восхищались мужчины. Она говорит, что смогла пережить и предательства возлюбленных, и отсутствие ролей, но впервые в жизни испытала настоящее отчаяние, когда однажды посмотрела на себя в зеркало и поняла, что стареет.
Однако тот факт, что ее морщины становятся все глубже, а волосы — все седее, актриса приняла с достоинством. Она поняла, что гнаться за вечной молодостью с помощью пластических операций, это не выход, и решила, что постарается благородно принять свой возраст.
Сегодня, когда звезде кино исполняется 71 год, она еще не может похвастаться тем, что достигла в этом вопросе абсолютного дзена, и находится только в самом начале пути, но готовится пройти его с высоко поднятой головой.
«Дело в том, что человек-то не стареет. Вот я вижу в зеркале изменения. Почему это болезненно? Потому что это не я, я не могу к такой себе привыкнуть. Изменилась внешность, изменилось тело. А внутри-то ничего не изменилось, мудрость, конечно, есть определенная, но все равно все живое, и так же хочется любить», — говорит актриса, которая, как и в юности, смотрит на мир своими пронзительными голубыми глазами.
Еще больше новостей в нашем
Фото: