Это было волнительно. И мокро — дождь не переставал с самого утра. Последний день «Кинотавра» сам напоминал эпизод из фильма: массивные тучи нависли над Зимним театром, оставляя редкие просветы солнца на красной дорожке. Как будто в финальной сцене, главные герои появлялись на фоне косых линий дождя, а вечерний свет отбрасывал на их лица контрастные тени — вышло очень кинематографично.
Для артистов и режиссеров день закрытия стал апогеем напряжения — вот-вот объявят победителя конкурса, а все остальные автоматически станут проигравшими, даже если получат приз в других номинациях. Но для Чулпан Хаматовой накал страстей наступил накануне, когда отгремела последняя премьера и нужно было решать, кто же увезет домой главную награду «Кинотавра».
В этом году конкурс действительно получился легендарным. Программный директор фестиваля Ситора Алиева рассказала, что раз в пять лет на «Кинотавр» приезжает новое поколение режиссеров с фильмами-дебютами, и в этом году как раз на небосклоне засветились новые имена будущих мэтров. Всего для участия в конкурсе были поданы 104 фильма, в итоге в программу попало 11 картин — это много.
Вообще зачастую сразу понятно, какая лента заберет главный приз. Победители видны на старте, а точнее, сразу после премьеры: гости до конца фестиваля обсуждают 1-2 фильма, и фаворит обычно получает приз. Но в этот раз до последнего момента не было ясно, кому симпатизирует жюри. Хотя они признавались, что и сами не знали. Возникла редкая ситуация, когда даже критики разошлись во мнении, не то что обычные зрители.
Так что к моменту закрытия фестиваля и объявлению победителей было действительно жарко, и это несмотря на пронизывающий ветер и проливной дождь. Звезды даже будто и не замечали холода, горячо обсуждая номинантов «Кинотавра», стоя на ступеньках Зимнего театра. Только Дарья Повереннова не выдержала и убежала переодеваться.
Удивительно, как другие актрисы вынесли рекордно низкие для сентября в Сочи температуры в платьях с открытыми спинами, декольте и вырезами. Виктория Толстоганова, кажется, вообще забыла о холоде, щеголяя в роскошном наряде со шлейфом. Все внимание на спину, пожалуйста! И на рубин на шее актрисы: была бы она в сцене из «Титаника», назвали бы камень сердцем океана, а так пусть будет сердцем «Кинотавра».
Раз уж мы заговорили о сердцах, то нельзя не упомянуть Владимира Мишукова. Под ноги он сегодня никому не бросался, зато как обычно источал любовь и радость. «Где мои девушки, которые снимают видео? — обратился актер к нам. — Снимайте стройнее. Я вообще приезжаю сюда ради вас». Владимир, это взаимно: а мы приходим на дорожки ради вас! Ну, почти. Но вас все равно обожаем.
У всех вечеринок есть свои король и королева, и на «Кинотавре» это, несомненно, Федор Бондарчук и Паулина Андреева. Супругов в Сети раскритиковали за чересчур повседневный стиль, который они демонстрировали на фестивале, но их выход на закрытии конкурса должен отмести любые сомнения в их чувстве такта и вкусе. Взгляните на Паулину — настоящая булгаковская Маргарита на балу, королева вечера, не меньше.
Разве что разнообразие поз чета Бондарчуков не ценит. Фотографы все-таки уговорили актрису улыбнуться (кажется, во время третьей фотосессии), а вот повернуться боком так и не смогли упросить. Неужели молодая мама переживает из-за фигуры? Если да, то совершенно зря.
От нашествия журналистов Андрееву спас третий звонок, возвещающий начало церемонии закрытия. Ручеек из шлейфов и галстуков-бабочек начал плавно перетекать в зал, где растроганные звездностью момента капельдинеры не выдержали и всплеснули руками: «Какие вы у нас красивые!» Будто не знаменитости мира российского кино собираются, а дети на утренник. Забавно.
Вообще церемония прощания с «Кинотавром» началась с юмора, видимо, организаторы хотели немного снять напряжение с гостей, которое нарастало с каждой минутой (помним о невероятно насыщенной конкуренции в этом году). На экране показали нарезку видеоразмышлений актеров и режиссеров, которые придумывали, как мог бы выглядеть фильм про «Кинотавр».
Было предложено непременно вставить эпизод про харассмент, когда какая-нибудь актриса вспомнила бы некий давнишний случай и решила, что настало идеальное время, чтобы его рассказать. Привет Елене Прокловой удался, причем весьма сатирично. Зал шутку оценил и немного отвлекся перед тем, как очень удивиться. Ведь было чему.
Когда началось объявление победителей, результаты для всех были совершенно непредсказуемыми кроме одной награды — за лучшую мужскую роль. Критики посмеивались: учитывая, что Юрий Борисов занят в пяти из 11 фильмов на фестивале, у него гораздо больше шансов получить приз. А если помнить, что за последний год он снялся почти в каждой успешной российской картине, то результаты и вовсе казались очевидными.
Но нет, приз за лучшую мужскую роль получил Павел Деревянко, сыгравший в фильме «Подельники». Награду забирал режиссер картины, Евгений Григорьев. Он рассказал презабавный случай: оказалось, что Павел пробовался на роль трижды. Пришел в первый раз — не прошел, попросил второй шанс.
Пришел во второй раз — не прошел, попросил третью попытку. Истратив и ее, Деревянко пообещал режиссеру, что все силы отдаст на фильм и не будет занят ни в одном другом проекте. «Как думаете, он меня обманул? — спросил режиссер у зала. — Да». Кто бы сомневался? Эх, Павел, Павел…
Приз за лучшую женскую роль получила Ольга Бодрова, дебютировавшая в фильме «Море волнуется раз». Награду тоже забирал режиссер картины Николай Хомерики. «Ее папа должен быть рад», — произнес он.
Да, для Ольги «Кинотавр» стал настоящим карьерным трамплином: здесь состоялся ее дебют на красной дорожке, здесь она названа лучшей актрисой. И это при том, что 23-летняя артистка впервые снялась в главной роли!
Хомерики мог бы и не уходить со сцены, ведь ему пришлось возвращаться, чтобы из рук Чулпан Хаматовой получить главный приз. «Море волнуется раз» стало победителем «Кинотавра» и чемпионом дня. От души поздравляем Николая и съемочную команду!
Что-то символичное есть в выборе жюри. Лента Хомерики описывает двух влюбленных, которые пытаются разобраться в себе и своих отношениях после того, как во сне одного из них захлестывает тяжелая волна воспоминаний.
Кто-то нашел в картине отсылку к волнам пандемии, кто-то — вечные философские вопросы взросления личности. Фильм получился прямым отражением сложного времени, в котором мы живем: волнообразного, неподатливого, иногда штормящего.
Так что непременно стоит его увидеть, а еще лучше — пересмотреть каждый фильм с прошедшего «Кинотавра». Чулпан была права: каждый из них заслужил свое право быть здесь, и каждый нужно видеть своими глазами, чтобы понять новое поколение российских режиссеров. Им есть, чем удивить вас и разволновать — как море, которое, по законам Хомерики, волнуется раз.
Партнерами фестиваля выступили Okko, Mercury, Max Factor, Wella и Petroglyph
Еще больше новостей в нашем
Фото: Андрей Калмыков/Woman.ru, кадр из фильма