19 августа, ровно 131 год назад, родилась Габриэль Бонер Шанель. Основательница дома Chanel была очень суеверной женщиной и своими главным талисманами считала львов (в честь собственного знака зодиака) и цифру «5». Даже надгробие ее могилы в Лозанне украшает барельеф из пяти львиных голов. Но главный памятник себе Габриэль создала при жизни — самый легендарный аромат в истории человечества, единственный и неповторимый Chanel №5. В нашей статье вы узнаете малоизвестные факты об этом шедевре парфюмерии, над которым не властно ни время, ни обстоятельства, ни быстротечная мода.
Появление Chanel №5 — результат стечения множества обстоятельств
Говорят, что история Chanel №5 началась декабрьской ночью 1919 года, когда Габриэль Шанель узнала о смерти своего возлюбленного, бизнесмена Артура Кейпела, более известного как Бой. Чтобы хотя бы немного развеяться, горевавшая Коко отправилась с друзьями в Венецию. Она навсегда горячо полюбила этот город и именно там встретилась с основателем «русских балетных сезонов» Сергеем Дягилевым. Он, в свою очередь, познакомил Коко с князем Дмитрием Павловичем, двоюродным братом Николая Второго. Между Коко и русским аристократом случился роман. Именно Дмитрий посоветовал своего знакомого парфюмера Эрнеста Бо для создания первого аромата Chanel.
Chanel №5 — самый авангардистский и артовый аромат всех времен
В мире искусства начало 20-х годов прошло под знаком дадаизма — авангардистского течения, воспевающего иррациональность и бессистемность. Это веяние нашло свое отражение в живописи, музыке, литературе… и созданном Шанель аромате. Как и ее друзья-художники, Габриэль хотела оставить свой след в истории — только не при помощи красок или рифм, а при помощи парфюмерной композиции.
Летом 1921 года Коко отправилась в Монте-Карло навестить друга, художника Хосе-Мария Серта. Князь Дмитрий отправился вместе с ней. Именно тогда, в интернациональной компании друзей — каталонского художника, его музы-полячки и русского любовника-аристократа, Габриэль приняла решение: выпустить под своим именем аромат, который впоследствии стал настоящей революцией в парфюмерии.
Создатель Chanel №5 Эрнест Бо — основоположник современной парфюмерии
Эрнест Бо родился в Москве, во французской семье, и с 17 лет работал в Rallet — основанном в России французском парфюмерном Доме, поставлявшем парфюмерию для императорского двора. После Октябрьской революции Бо эмигрировал во Францию.
«Эрнест говорил прекрасным русским языком, который, как коренной москвич, знал в совершенстве. Даже будучи патриотом Франции, он сумел сохранить на всю жизнь пламенную любовь к императорской России своего детства и юности. Любил он русское великодушие и гостеприимство, русскую природу и литературу, музыку, театр, манеру видеть мир и передавать его красоту», — рассказывает Константин Веригин в книге «Благоуханность. Воспоминания парфюмера».
Шанель впервые встретила Бо в его лаборатории, среди пробирок и эссенций. В то время парфюмер увлекся исследованием альдегидов — летучих синтетических веществ, которые наконец-то смогли сделать цветочные композиции свежими, легкими и при этом стойкими. Парфюмер первым решился смешать синтетические и натуральные компоненты в одном аромате.
Шанель описала ему, что она хотела: в первую очередь, это должна была быть композиция, которой мир ранее не знал. Бо должен был создать «женский аромат, который пахнет как женщина».
Цифра 5 — не просто номер образца, предложенного Бо
Как известно, именно пятая композиция, предложенная Бо на рассмотрение Габриэль, понравилась ей больше всего. Однако существуют и другие причины, почему Шанель выбрала для аромата название-«щелчок», название — регистрационный номер. Во-первых, она всегда считала «5» своим счастливым числом. Во-вторых, такое название легко было запомнить, оно не нуждалось в переводе и поэтому одинакового легко воспринималось женщинами всех стран мира.
К нумерологии Шанель пристрастил все тот же Бой Кейпел: он рассказал ей о пятиголовой статуе индуистского бога Шивы, о пяти видениях Будды, о том, что в Китае это число одновременно означает «я» и «ничто», — а ведь именно это самое «ничто» воспевали дадаисты. Возможно, именно в память о любви всей своей жизни Габриэль всегда устраивала показы своих коллекций 5 числа месяца — обычно в феврале и августе.
Флакон Chanel №5 — мужская фляжка или графин?
Флакон для нового аромата Коко придумала сама: минималистичный, как лабораторный сосуд, имеющий четкие грани и острые углы. Он должен был отражать всю философию Дома: бесконечно элегантный и никогда не выходящий из моды, свободный от условностей, всего ненужного и фальшивого, он словно вдохновлен картинами Пита Мондриана. Стоит ли говорить, что такое решение шло вразрез с массовыми представлениями, как должен выглядеть флакон духов. В ту пору они были вычурными, фигурными, украшенными всевозможными деталями. И тут вдруг такое!
Шанель вдохновлялась мужскими походными металлическими фляжками — ведь в 20-е годы женщинам наконец-то стало дозволено пользоваться тем, что раньше могло принадлежать только сильному полу. Поэтому изначально флакон Chanel №5 не имел широкой крышки, а только пробку (многие склонны считать, что это лишь слегка переработанная копия фляги русского солдата). Крышка, появившаяся позже, имела форму «эмеральд», традиционную для огранки бриллиантов.
Есть версия, что, придумывая флакон, Шанель вспоминала графин для воды, который был в их с Боем Кейпелом доме.
Этикетка была выполнена в духе дадаистских листовок: на белом фоне в три строчки было написано: №5, Chanel, Paris.
Chanel №5 сразу стал бестселлером
Впервые вдохнув получившийся аромат, Шанель знала — Бо создал шедевр. Спустя три года небольшое производство уже не удовлетворяло колоссальный спрос на новые духи. Поэтому Коко заключила контракт с семьей Вертеймеров и их домом Bourjois, чтобы аромат мог продаваться не только в ее фирменных бутиках, но и в других странах. Вместе они основали компанию Parfums Chanel.
В 40-е годы прибыль от продаж аромата во всем мире исчислялись в миллионах долларов. Американские солдаты, освободившие Париж от фашистов, выстраивались в длинные очереди, чтобы приобрести заветный флакон в качестве сувенира (забавно, но в течение нескольких десятилетий люди в Штатах понятия не имели о марке Chanel, но знали, что такое №5!).
Тогда Шанель захотела вернуть права на свой аромат и затеяла тяжбу с Вертеймерами. Выиграв дело, Коко стала получать 2% с продаж — и это сделало ее одной из самых богатых женщин Европы. Доходы от мировых продаж Chanel №5 дали ей возможность создавать новые ароматы под своим брендом.
Габриэль Шанель — первое лицо аромата Chanel №5
Катрин Денев, Николь Кидман, Одри Тоту, Брэд Питт, Жизель Бюндхен — все это было позже. Первой музой Chanel №5 была сама великая Шанель.
Задумывая эту легендарную композицию, Коко в первую очередь создавала ее для себя. Она носила эти духи всю жизнь и до самой смерти им не изменяла. Окружающие узнавали о ее присутствии по шлейфу — терпкому, легкому и бесконечно женственному.
Этим ароматом благоухали все ее бутики. Дома она всегда распыляла его над открытым огнем — чтобы наполнить любимым запахом все помещение. Вероятно, именно поэтому она снялась в первой рекламе Chanel №5, стоя у горящего камина. Эту фотографию сделал Франсуа Коллар, и она была впервые опубликована в журнале Harper’s Bazaar в 1937 году. На фото она выглядит как настоящая женщина будущего: хрупкая, но при этом сильная, решительная и бескомпромиссная.
Фото: Getty Images