Жанна Завьялова, канд. псих. наук комментирует это явление так: «В древности на Руси был ритуал – пропевание своей боли. То есть песни имели психотерапевтический эффект для поющего. Спел песню, выразил боль и освободился от нее. Вспомним тех же бурлаков: „Этот стон у нас песней зовется“. Бурлаки через песни со стоном тоже освобождались от боли и тяжести. И могли дальше тянуть груз. У женщин груз другой – женская недоля, несчастная любовь, тяжелая семейная жизнь, смерть детей. Все это тоже выражалось в песнях. 90-е были тяжелым временем для всех. Сплошная непредсказуемость и беспредел. Откуда взяться счастливым песням о любви? Такие песни, кстати, правильнее не слушать, а петь. И тем самым избавляться от боли. Пропел – забыл. Главное, не увлекаться. Но вот если зациклиться на песне и долго ее повторять, а этому способствуют простые мелодии и припевы, тогда начнется самопрограммирование на то, о чем поется в песне. Так устроена наша психика. Что становится частью подсознания, то реализуется в жизни».
Итак, основные сюжеты и припевы, которые мы слушали и напевали в 90-е:
Татьяна Буланова «Старшая сестра»
Татьяна Буланова – рекордсмен по грустным песням и бабьему плачу. Как раз яркий пример того самого жанра «пропевания боли». Под ее песни хорошо думать о своей женской недоле и смахивать слезу с бокалом в руках.
«Ты – кого любила я, ты кумир, мечта моя, будем жить с тобою вместе, мы теперь одна семья»…
Смыслов очень много – и несчастная любовь, и зависть к старшей сестре/подруге, и мотив измены. И любовный треугольник. И будущие отношения с женатым мужчиной. Старшая сестра может выступать как образ жены и несвободы. Нет только одного – надежды на светлое будущее и женское счастье.
Татьяна Овсиенко «Наташка»
Песни Татьяны Овсиенко отличаются ритмичностью и простыми словами. Под них хорошо танцевать на школьных дискотеках, поэтому в 90-е они были настоящим хитом на всех танцплощадках. И даже про грустные ситуации Татьяна поет с радостью, прихлопами и притопами. Нам ли грустить?
«Ты не рви на груди своей рубашку. Изменил, так душою не криви. Уходи и люби свою Наташку. Обойдусь я как-нибудь без твоей любви…»
Измена воспринимается как само собой разумеющиеся явление. А любовь – как бесплатное приложение к игре. О ней не надо грустить и вспоминать. Без нее легко обойтись и жить, заблокировав все чувства. А как же боль? Боли нет, так же, как и секса. Сплошной рок-н-ролл и ритмы диско.
Нэнси «Дым сигарет с ментолом»
Мужская заунывная лирика. Да и мужчина может пустить скупую слезу, выпить рюмку коньяка и вздохнуть о несчастной любви.
«Дым сигарет с ментолом, пьяный угар качает. В глаза ты смотришь другому, который тебя ласкает. А я нашел другую, хоть не люблю, но целую…»
Нелепый сюжет про ненужные отношения, которые завязываются из принципа «лишь бы не быть одному/одной» или из мести – отдамся первому встречному, чтобы отомстить любимому. Как известно, отношения из мести приводят к разочарованию, а иллюзия «я не один/не одна» приводит к потерянным годам жизни и к тому самому одиночеству, из-за которого все и затевалось.
«Комбинация» «Американ бой»
Группа «Комбинация» известна прежде всего своими веселыми хитами про 2 кусочка колбаски и бухгалтера. Которые призывали нас любить свое отечество и мужчин, несмотря на сложные времена. «Американ бой» – это своего рода бунт против нищеты и мечта о лучшей жизни за рубежом.
«Американ бой, американ джой, Американ бой фор ол из тайм. Американ бой, уеду с тобой, Москва, прощай»
Темы любви и чувств здесь нет вообще. Она лишь поднимается в самом начале песни «И нету счастья в личной жизни, Проходят зря мои года. Ну, где ж ты, принц мой заграничный…» Девушка мечтает о мерседесе, золоте и брильянтах – и неважно, какой будет мужчина. Главное – чтобы увез отсюда. Бегство от реальности, меркантильность… Эти темы актуальны и сейчас. Поется обо всем этом радостно и весело, почти на мотив русских народных частушек. Хотя веселого в происходящем мало.
Наташа Королева «Дельфин и русалка»
Песни Наташи – где-то посередине между бабьей лирикой и дискотечными ритмами. Под них хорошо было собираться на домашних вечеринках и днях рождения. В меру грустные, с интересным сюжетом, в меру ритмичные.
«Дельфин и русалка – сюжет этой песни Твоя подсказала гитара, Дельфин и русалка, они, если честно, не пара, не пара, не пара».
Красивая и романтичная песня о любви, которая состоялась, несмотря на все ограничения, но у которой нет будущего. Своего рода Ромео и Джульетта, когда все против, а они вместе. Вдохновляет и удручает одновременно. А также мотивирует на вступление в отношения, у которых нет будущего и которые обречены на расставание или смерть.