28 августа народной артистке РСФСР исполнилось бы 70 лет.
На экране Наталья Гундарева играла уверенных в себе женщин, а сама, по словам друзей, была очень ранимой. Хотя никогда этого не показывала. Она давно решила, что должна быть сильной, несмотря ни на какие обстоятельства.
Фото: Persona Stars
Боялась потерять интерес к самой себе
— Наташа… Как мне дорого это имя… Она всегда живет в моем сердце, – говорит ее подруга, 78-летняя Светлана Иванова, которая была ассистентом фильма «Небеса обетованные», где женщины и познакомились. — Когда у Гундаревой начались проблемы со здоровьем, она не сходила с обложек газет. Более того, некоторые недобросовестные журналисты бесцеремонноврывались в ее жизнь, жалко подглядывая. На экране Наташа создала образ сильной женщины, но на самом деле была очень ранимой. Когда я ее спрашивала, в чем ее сила, зачем она постоянно все тащит на себе, Наташа отвечала, что ее сила – в слабости. Да, это парадокс. И в этом вся Гундарева. Она как будто состояла из борьбы, постоянно что-то себе доказывала. Хотя на первый взгляд такая «железная леди» должна быть уверенной в себе… Боялась больше всего потерять интерес к себе. Наташа понимала, как быстротечна жизнь, и иногда поражала детской растерянностью перед той действительностью, которую воспринимала с болью. Чтобы не скатиться до бытовых разговоров с газетчиками, не уйти в пресловутый быт, она приняла решение закрыться. При каждой возможности колко отвечала журналистам. Наташа ни в коем случае не мстила им. Просто считала, что никто не вправе лезть в личную жизнь, копаться там.
У нее было огромное желание помочь каждому. Беда даже незнакомого человека задевала ее сильнее своей. Может, она в этом отчасти и забывалась… Помню, к ней как-то после спектакля подошла женщина, вся в слезах, стала чуть ли не падать на колени. Наташа поняла, что у нее что-то случилось. И первое, что сделала, – просто обняла ее. Оказалось, дочь этой женщины серьезно больна. Гундарева уже на следующий день достала лекарство.
Фото: Persona Stars
Развод родителей остался незаживающей раной
— Очень редко Наташа открывалась по-женски. Это всегда происходило на кухне, а не в ресторанах. Некоторые моменты из детства так и оставались ее незажившей раной. В те редкие моменты, когда заговаривала об этом, у нее наворачивались слезы. Родители Гундаревой разошлись, когда она была подростком. Наташа жила с мамой Еленой Михайловной, но с отцом Георгием Макаровичем все равно общалась. Хотя долго не могла понять, как близкие люди вмиг могут стать чужими. Пришло время, и Наташа это прочувствовала на себе.
Наташа была страстной женщиной. Любила жизнь во всех ее проявлениях. В ее жизни было три брака. В каждом мужчине она подсознательно искала отца. Ей хотелось заботы, но заботы ждали от нее. Первый супруг, режиссер Леонид Хейфец, был старше ее на 14 лет. Гундарева не могла разрываться между семьей, которую так хотел создать Хейфец, и любимой профессией, и спустя шесть лет они расстались. Она выбрала сцену, которая всегда у нее была на первом месте. Наташа часто говорила, что лишь профессия ее не предаст. Вторым ее мужем был актер Виктор Корешков. Но и здесь она не нашла женского счастья. Для нее главным было, чтобы ее принимали такой, какая она есть. И только в третьем браке, с актером Михаилом Филипповым, это удалось, эти отношения стали для нее что-то вроде тихой гавани. Миша до сих пор ничего не говорит о Наташе, потому что трепетно относится к ее памяти.
Поразительно остро чувствовала одиночество
— Мне Наташа снится до сих пор. Ее красивое лицо, спокойная улыбка… Если были какие-то проблемы в жизни, она всегда говорила: «Света, не замыкайся. Научись любить эту жизнь со всеми ее изъянами. Нам всем отведено не так много. Прости всех и иди дальше…» До сих пор в голове ее слова. Она поразительно остро чувствовала одиночество, хотя вокруг нее всегда было много людей. В жизни всегда казалась веселой, по-настоящему живой. Для многих было загадкой, как эта хохотушечка может исполнять роли с таким душевным надрывом. А Наташа говорила, что у каждого человека есть глубокая печаль. Зачастую по-настоящему счастливые люди прошли через боль, чтобы наконец прийти к гармонии. Она говорила, что жить надо так, как велит сердце, как подсказывает душа, ведь с каждым годом особо ощущается, что финал близок.
Жаждала испытать материнство
— Часто в актерских семьях в силу огромной любви к профессии личная жизнь отдается в жертву. Я бы не сказала, что Гундарева убивалась из-за отсутствия детей. По крайней мере, она этого не показывала. Но говорила, что ей хочется подарить кому-то заботу. С каждым годом она все сильнее ощущала в этом потребность. Так случилось, что лишь уже к концу жизни Наташа обрела, скажем так, приемную дочь. Девушку звали Ирина. Тогда ей было около 30 лет, но выглядела очень молодо. Многие говорят, что она была ее домработницей. Это не так. Их познакомила общая подруга. Наташа как-то зацепилась за нее и почувствовала что-то родное. Она жаждала испытать, что такое материнство. Ведь она играла это только в кино. Я видела Ирину пару раз. Хорошая девушка, которая искренне любила Наташу. Они проводили вместе чуть ли не 24 часа в сутки. Ирина очень тяжело переживала уход Гундаревой. И до сих пор бережно хранит все ее тайны, как и хотела Наташа.
Фото: Mosfilm/Legion-media
Работала на износ
— Первая картина, где Наташа сыграла одну из главных ролей, была «Здравствуй и прощай», – рассказывает актер, драматург Виктор Мережко. — Я был автором сценария фильма. Когда на роль Шуры утвердили актрису Людмилу Зайцеву, она подсказала посмотреть Наташу, которая могла бы сыграть буфетчицу Надежду. Наш ассистент нашла Гундареву в Театре Маяковского и пригласила в гостиницу «Россия» познакомиться. Наташа с первых минут расположила нас с режиссером Виталием Мельниковым к себе. Она была обаятельная, такая хохотушка. Когда зашла в номер, поразила наповал фразой, мол, меня никто не будет снимать с такой фигурой. Да, у нее были широкие бедра, но это нисколько не портило ее обаяния. Наоборот, такая особенность добавляла шарма.
Не могу не сказать о картине «Собачий пир», где Гундарева сыграла алкоголичку Жанну. На эту роль пробовались еще Светлана Крючкова и Ирина Муравьева. Для фотопроб Гундаревой сделали грим синюшной алкоголички, одели в рваный грязный костюм. Наташа решила проверить, насколько достоверно выглядит, и пошла в столовую напротив «Ленфильма». Начала без очереди расталкивать народ, кричать, хамить кассирше. Когда вернулась на студию, рассказала, что в ней никто не узнал известную актрису! За эту работу она получила призы на Монреальском кинофестивале и от Российской академии кинематографических искусств за лучшую женскую роль.
Последний раз я разговаривал с Гундаревой перед ее болезнью. Она вернулась с гастролей, на которые ездила вместе с Сергеем Шакуровым. Я коротко переговорил с ней. Она была уставшая: театр, кино, проекты – все это ее вымотало. Но Наташа не умела жаловаться. Всегда была в прекрасном настроении, стоила много планов. Трудоголизм, что называется, был у нее в крови, работала она на износ. Знаете, такой искренней любви к жизни, кроме как у Нонны Мордюковой, я ни у кого не замечал. Хотя та была более категоричной, порывистой, а Гундарева умела себя сдерживать.
Фото: Личный архив
Женщины узнавали в ней себя. Первый раз я увидел Наташу в Театре им. Маяковского в спектакле «Дети Ванюшина» по пьесе Сергея Найденова. Режиссером постановки был Андрей Гончаров, – говорит советский актер и драматург Аркадий Яковлевич Инин. — Собственно, он ее и пригласил к себе в театр. Вообще, Гундареву звали во многие театры, но она выбрала этот, где и прослужила 34 года. Ясразу отметил для себя выпускника МХАТа Сашу Лазарева – старшего и вчерашнюю студентку Щукинского училища Наташу Гундареву. Стал всем говорить, что в этом театре есть замечательная актриса. Считаю, талант – это дар. И видно сразу, дана ли искра или нет. Невозможно описать, из чего он состоит. Я уже тогда был уверен, что у Наташи получится замечательная карьера. И не ошибся.
А познакомились мы лично с Гундаревой на площадке фильма «Сергей ищет Сергеева», к которому я написал сценарий. Предложил режиссеру Геннадию Иванову кандидатуру Наташи, и он ее утвердил. В этом юмористическом детективе она сыграла небольшую роль – председателя месткома. Но даже здесь была великой.
Потом Гундареву стали все чаще и чаще приглашать в картины. Я писал под нее сценарий картины «Однажды двадцать лет спустя». Предложил сыграть главную героиню – многодетную мать Надю Круглову. Она согласилась сразу. Но режиссер Юрий Егоров решил попробовать еще несколько актрис на эту роль. Я знал, что Гундарева как нельзя лучше воплотит на экране своего персонажа. Если помните, суть фильма в том, что через 20 лет на телевизионной передаче ее героиня Надя встречается с одноклассниками. Им задают вопросы: что было самым главным в жизни и чего они еще ждут? Картина соткана из воспоминаний Нади, ее переживаний, рассуждений, наблюдений. Наташа достоверно сыграла мать-героиню. Многие женщины узнавали в ней себя. После премьеры Гундаревой сыпались письма со всей страны. Помню, как она рассказывала, что ей написала работница с химзавода из Череповца: «Наталья Георгиевна, все, что вы показали, как будто взяли из моей жизни». В этом и была несомненная сила ее таланта. Ведь ей нужно было сыграть многодетную мать из небольшого городка, в то время когда у Наташи все было с точностью наоборот: творческая работа, жизнь в столице…
Фото: Личный архив
Не устану говорить, что Наташа – гениальная и потрясающая актриса. Есть великие трагики и великие комики. Но гораздо реже находятся те, которые могут в себе это сочетать. Вот Гундарева была именно трагикомической актрисой. Она блистательно играла как в кино, так и в театре. Сегодня могла выйти в роли властной Катерины Измайловой в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову, а завтра в роли Мадам, этакой шансоньетки, в пьесе Генриха Боровика (спектакль «Агент 00». — Прим. «Антенны»), где пела и плясала. Мастерски входила в образ и быстро выходила из него.
Наташа в отличие от многих актеров всегда приходила на репетиции собранная. Непрофессионализм выводил ее из себя. Она могла поставить актера на место из-за его неподготовленности. В театре была знаменита тем, что вела дневник, куда записывала все, что говорил главный режиссер Андрей Гончаров. На следующей репетиции, если случались творческие недопонимания, могла показать ему, что он противоречил сам себе. Была единственной, на которую Гончаров не кричал. Женщина с характером. Раньше после съемок артисты всегда оставались на посиделки. А она никогда. Сразу торопилась на другие съемки. Хотя была компанейской и любила поговорить, но удавалось ей это редко.
Наташа хотела приносить людям пользу. Помогала устроить детей в школу, найти лекарство, выбивала квартиру. Понимала, как людям тяжело. Помню, когда мы с ней как-то встретились, она говорила о своих ролях: «У нас была и Вера (Голубева), и Надя (Круглова)… А когда же я сыграю Любовь?» К сожалению, не успела…
После того как Наташа попала в больницу, мы уже не виделись. Раза три раза созванивались по телефону. Она просила ее не навещать. Наташу можно было понять как женщину. Ей не хотелось, чтобы ее видели слабой в больничной койке.
15 мая 2005 года на 57-м году жизни Наталья Гундарева ушла из жизни.
Мой ласковый и нежный зверь: почему Де Ниро не сыграл графа
Надежда Румянцева: какой была любимая актриса в жизни