Кто знает, как сложилась бы судьба Роберта Де Ниро, если бы главную роль там исполнил голливудский актер. Возможно, он, а не режиссер покорил бы сердце Галины Беляевой.
— После премьеры фильм «Мой ласковый и нежный зверь» назвали самым эпатажным фильмом СССР, – рассказывает кинокритик Иван Яков. — Режиссер был слишком ярким и не похожим ни на кого. Из-за любви к страстям коллеги не считали Лотяну за своего. Во всех его работах женщина – в центре повествования. Это было своеобразным вызовом традициям советского кинематографа, где мужчина считался главным героем, а женщины были для него своеобразным фоном. У Эмиля Владимировича, как мы видим, все наоборот. Он считал, что женщины прекрасны во всеобъемлющей тайне. Конечно, остается загадкой то, как Лотяну умел из случайно встретившихся актрис создать сильные женские образы, которыми восторгалась вся страна. Режиссер считал, что актриса – это творение Бога. Когда поиски артистки наконец-то завершались успехом, режиссер говорил с особой интонацией тихого восторга: «Я нашел ее».
Роман 16-летней актрисы и 42-летнего режиссера
Действительно, поиски актрисы на роль главной героини Оли Скворцовой стали для съемочной группы испытанием. Они объездили весь Советский Союз и уже отчаялись… Однако на их пути встретилась студентка Воронежского хореографического училища, которая с первого взгляда покорила режиссера.
— На тот момент мне было 16 лет, – рассказывает заслуженная артистка РФ Галина Беляева. — В силу своего юного возраста я не могла некоторые вещи понять и прочувствовать. От того, что передо мной маститый режиссер, терялась. Когда Лотяну пытался что-то объяснить и видел, что я совершенно ничего не понимаю, он изображал все до мелочей. Говорил, чтобы я была его зеркалом и отображала то, что он хотел. Конечно, «Мой ласковый и нежный зверь» – полностью его заслуга. Знаете, даже подумать не могла, что с таким серьезным человеком у меня могут быть отношения. Отмечу одно: Лотяну умел кокетничать и создавать женщине настроение.
В 1979 году Лотяну и Беляева поженились. Через год у пары родился сын Эмиль. Но спустя пять лет пара решила расстаться.
Как «Клетка» стала «Зверем»
— Многие эпизоды картины «Мой ласковый и нежный зверь» снимали в подмосковной усадьбе XVIII века Валуево, – продолжает Яков. — Она раньше принадлежала ученому Алексею Мусину-Пушкину. Лотяну всегда вдохновляли место и музыка, которые создавали особую атмосферу. У него, кстати, был своеобразный метод съемки кино – под мелодию. Только так Эмиль Владимирович мог проникать в полотно фильма, ловить образы, обрывки эпизодов, которые у него рождались во время раздумья. Усадьба сама по себе величественно красива. Невысокие постройки, смиренная природа – все это помогало сфокусироваться на драме, которая заключена в сюжете. Наверное, мало кто знает, что Лотяну хотел назвать фильм «Клетка». Он имел в виду, что Оленька якобы была заключена в «золотой клетке» – стенах дворца графа Карнеева (в фильме его сыграл актер Кирилл Лавров. — Прим. «Антенны»). Но решил поменять на еще более противоречивое. И, конечно, надо сказать об одной интересной детали… В картине мог сняться американский актер Роберт Де Ниро, но ему отказали в Госкино.
Вальс о любви за одну ночь
Для работы над музыкальным сопровождением в картине Лотяну пригласил композитора Евгения Догу, с которым он уже успел посотрудничать в фильме «Табор уходит в небо».
— Мне сказали, что в фильме будет сцена свадьбы Оленьки Скворцовой и ее нужно сопроводить какой-то музыкой, – рассказывает «Антенне» народный артист СССР Евгений Дога. — Подумал, что возьму композицию из фонотеки. Но на тот момент ничего подходящего не нашлось. Решил, что напишу вальс. Решил и забыл. Вдруг как-то поздно вечером ко мне в гостиничный номер после репетиции ворвался уставший Эмиль Лотяну и закричал: «Вальс мне!» Оказалось, что уже на следующий день была назначена запись на студии «Мосфильма» вместе с оркестром. Честно сказать, я был в смятении, потому что на тот момент работал над другим произведением… Растерялся, начал быстро перебирать какие-то бумажки, которых у меня было огромное количество. Лотяну все злился, потому что ему не терпелось услышать мелодию. Когда я нашел листок, то вместо нот увидел свои пометки. Что-то начал наигрывать. Режиссеру не понравился ни один из вариантов. В музыке, как он говорил, должен возникнуть образ, чтобы зритель его мог уловить… В общем, Лотяну пришел в бешенство. Резко встал и громко хлопнул дверью. Я остался один и все дописал. На следующий день пришел в студию, чтобы услышать вальс в исполнении оркестра. Когда музыканты доиграли до конца, то стали бить смычками по подставкам для нот. Подумал, что это шутка. Оказалось, что они выражали свою благодарность за написанное мною музыкальное произведение, которое всем пришлось по душе и подошло к фильму.