Как и в любой другой индустрии, среди дизайнеров, манекенщиц, стилистов, журналистов и других представителей чарующего мира фэшена найдется немало тех, кто на дух не переносит друг друга. Причины у всех разные — зависть, давняя обида, резко сказанное слово. Нередко яблоком раздора становятся и дела любовные. Заинтригованы?
Ив Сен-Лоран VS Карл Лагерфельд
Если создатели сериала «Вражда» задумают снять третий сезон (первый посвящен Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд, второй — принцу Чарльзу и Диане Спенсер), мы хотим обратить их внимание на историю Карла Лагерфельда и Ива Сен-Лорана (на фото). В столкновении двух гениев моды не было и намека на конкуренцию, зато были предательства, горькие обиды и одно разбитое сердце.
Причиной ссоры Лагерфельда и Сен-Лорана стал юноша по имени Жак де Башер. Видная (и красивая) фигура светского Парижа 1970-х, завсегдатай вечеринок и большой модник, он сразу покорил сердце Карла. Чуть позже в одном-единственном интервью на эту тему Лагерфельд утверждал, что испытывал к де Башеру лишь дружеские чувства, но по слухам, Жак был единственной любовью модного кайзера, который поклялся хранить ему верность до конца своих дней.
Очарованный красотой молодого бонвивана, Карл Лагерфельд (на фото) представил его своему близкому товарищу Иву Сен-Лорану, с которым дружил еще с университетской скамьи. В отличие от пуританина Карла раскрепощенный Ив славился своими загулами в ночных клубах и любовью к горячим вечеринкам. Решив не терять такую партию, Сен-Лоран закрутил роман с де Башером.
Их любовная связь длилась около шести лет и закончилась так же быстро, как и началась. Одной из причин расставания стала болезнь де Башера — у него диагностировали СПИД. Сен-Лоран (на фото) тут же расстался с мужчиной, и тот умирал в одиночестве. Единственным человеком, который находился с 38-летним Жаком в его последние месяцы жизни, был Карл Лагерфельд.
Не особенно распространяющийся о своей личной жизни Лагерфельд этот момент собственной биографии оберегал особенно рьяно. Поэтому книга журналистки Алисии Дрейк «Красивое падение: мода, гений и блистательные излишества в Париже 1970-х», в которой любовному треугольнику посвящена не одна глава, разозлила обычно сдержанного модельера не на шутку. Он заручился поддержкой главных редакторов ведущих глянцевых изданий, пообещавших ему не публиковать ни строчки из этого скандального бестселлера. А Алене Долецкой пригрозил увольнением — тогдашний руководитель русского Vogue, бывшая не в курсе ситуации, одной из первых опубликовала рецензию на книгу, чем очень гордилась.
Ив Сен-Лоран VS Том Форд
«Зло во плоти» — именно так Том Форд отозвался об Иве Сен-Лоране, чей бренд возглавлял около пяти лет. Слышать подобное от человека, который с юных лет поклонялся таланту великого кутюрье и грезил работой в его модном Доме, как минимум странно. Однако у мистера Форда были на это веские причины.
В 1999 году Тома Форда, к тому времени успешно работавшего на Gucci и поднявшего финансовые показатели марки, представили как нового креативного директора Yves Saint Laurent. Подобное назначение основатель Дома принял весьма холодно и, как вспоминали современники, не упускал возможности критиковать каждый шаг своего молодого коллеги.
Первая коллекция прет-а-порте, созданная Фордом, имела успех. Не оценил ее лишь Ив Сен-Лоран. Она показалась ему слишком откровенной, даже вульгарной и совсем не в духе героини YSL. В своем письме, отправленному Тому, кутюрье написал, что тот за тринадцать минут (столько в среднем длится дефиле) разрушил сорок лет его работы.
Вежливый и сдержанный Том Форд не отвечал на нападки начальника, но спустя 7 лет после смерти Сен-Лорана признался в одном из интервью: «Ив и его партнер Пьер Берже были такими неприятными, такими злыми — они превратили мою жизнь в каторгу. Я никогда раньше не говорил об этом, однако работа в YSL была для меня ужасным временем».
Кэти Хорин VS дизайнеры
Имя Кэти Хорин хорошо знакомо лишь тем, кто интересуется модной журналистикой. Для всех остальных поясним: эта женщина — известный фэшн-критик, не только высказавшая свое мнение о творчестве каждого знаменитого дизайнера, но и поругавшаяся с доброй их половиной. Легче пересчитать тех, с кем журналистка The New York Times не успела поссориться за свою 28-летнюю карьеру. А как не нажить врагов в мире моды, если ты честно высказываешь свою позицию?
С Эди Слиманом, во времена его работы в Доме Saint Laurent, Кэти Хорин ругалась чаще других. Именно она сравнила его творения с вещами из Topshop, добавив, что даже коробка, набитая лейбаками Saint Laurent, гораздо ценнее, чем платья в стиле гранж. Дизайнер, о котором вы еще прочитаете в этом материале, не смог сдержать обиды и запретил критику вход на свои шоу.
Острую на язык журналистку не приглашали и Джорджо Армани, который обиделся на нее за неосторожные слова о его друзьях и родственниках в одной из рецензий, и Каролина Эррера. Последняя и вовсе внесла имя Кэти в черный список на несколько лет.
Донателле Версаче критик посоветовала быть более разборчивой в выборе звездных клиентов (речь шла о «забальзамированной мумии» Леди Гаге в черном платье Versace на премии CFDA в 2011 году), а про Оскара де ла Ренту (на фото) написала, что он — «хот-дог американской моды». Обаятельный дизайнер парировал ей в ответ, назвав критика «гамбургером трехдневной давности», а когда Хорин пояснила свой, как оказалось, комплимент, не преминул сострить: «Для того, чтобы станцевать танго, нужны двое».
Джорджо Армани VS Донателла Версаче
Джорджо Армани и Джанни Версаче стояли у истоков современной фэшн-индустрии Италии и, конечно же, считались конкурентами (хотя и создавали совершенно разную одежду). Впрочем, это не мешало им поддерживать приятельские отношения. Армани даже написал предисловие к биографии убитого модельера, в котором назвал Версаче выдающимся творцом. Причем, спросите, здесь Донателла?
Все дело в словах, сказанных… нет, не Армани в адрес Версаче, а ровно наоборот. Во время одной из встреч в Риме Джанни обратился к Джорджо: «Я одеваю шлюх, а ты — дам, которые ходят в церковь». Друзья посмеялись над этой фразой и забыли о ней. Спустя 20 лет маэстро Армани, вспоминая своего трагически погибшего друга, процитировал его в одном из своих интервью, чем невероятно разозлил Донателлу
На фото: модель с показа Versace
«Мне кажется невероятно грубым и безвкусным, что мистер Армани снова вкладывает свое мнение в уста моего покойного брата, которого, к сожалению, нет с нами, чтобы ответить», — заявила импульсивная итальянка. С чего вдруг она решила, что эта цитата принадлежит Джорджо, для нас загадка. Дизайнер извинялся, но так и не был прощен.
Наоми Кэмпбелл VS Тайра Бэнкс
В фэшн-индустрии без конкуренции никак, а уж в модельном бизнесе — тем более. Иначе как выделиться в толпе себе подобных красивых девушек? Серьезные усилия приходится прикладывать даже тем, кто знаменит на весь мир. Об этом не понаслышке знают поклонники Наоми Кэмпбелл и Тайры Бэнкс, война которых длится уже как минимум два десятилетия.
В этом противостоянии особо отличилась Наоми, известная свои крутым нравом и вспыльчивостью. Тайру она, к счастью, не била, но не упускала возможности кинуть пару колкостей в ее адрес. Молодую конкурентку (разница в возрасте составляет 4 года) Черная Пантера приняла в штыки и приложила все усилия, чтобы закрыть ей путь на мировой подиум. Достоверно известно, что Кэмпбелл просила своих друзей-дизайнеров отказывать Бэнкс в работе.
Соперница была запугана и не скрывала, что едва не падала в обморок от страха, когда Наоми оказывалась рядом. «Я не хочу копаться в прошлом и вдаваться в подробности, но это было очень-очень трудно. Это было самое ужасное время в моей жизни», — вспоминала Тайра в середине нулевых.
В 2005 году, когда Тайра пригласила Наоми в свою передачу, должно было наступить долгожданное перемирие. Манекенщицы откровенно поговорили, и Кэмпбелл уверили свою, как она теперь говорила, подругу, что никакой ненависти и быть не могло и вообще они должны поддерживать друг друга. А после взяла и запустила на конкурирующем канале точно такое же шоу, как у Бэнкс.
Аззедин Алайя VS Анна Винтур
В пресс про нее пишут «железная леди», а за глаза называют «ядерной Винтур» и «гламурным насекомым». Анну Винтур уважают, боятся и стараются понравиться. И лишь немногие позволяют себе нелестные слова в ее адрес. Одним из таких был дизайнер Аззедин Алайя.
Бесконфликтный кутюрье позволил себе резкое высказывание после вопиющего случая, возмутившего всю фэшн-общественность. В 2009 году в выставку Института костюма Model As Muse, куратором которой на тот момент уже являлась Винтур, не были включены костюмы Azzedine Alaia. Из-за этого участвовать в гала-приеме отказались ближайшие подруги дизайнера — супермодели Наоми Кэмпбелл и Стефани Сеймур.
В ответ на это Алайя заметил, что Винтур умеет вести бизнес и запугивать людей, но ничего не смыслит в моде: «Когда я видел, как безвкусно она одевается, я не мог поверить ни единому ее слову об одежде… Анна ведет себя как диктатор, и все боятся ей возразить. Однако я не боюсь ни ее, ни кого бы то ни было».
В подтверждение своих слов в 2011-м на первый после семилетнего перерыва показ Алайя запретил вход на шоу всем редакторам американского Vogue.
Анна Винтур, по всей видимости, имеет некие личные претензии к дизайнеру — в течение многих лет Vogue US полностью игнорировал коллекции Аззедина Алайи. Впрочем, дизайнеру, покинувшему этот мир осенью 2017 года, это и не нужно было — его клиентки всегда оставались с ним. Но лично нам просто обидно.
Эди Слиман VS Saint Laurent
И вновь возвращаемся к Yves Saint Laurent, в котором и после смерти его основателя бушевали грозы. Инициатором скандала на этот раз стали Эди Слиман, устроивший в модном Доме настоящую революцию.
С виду скромный и тщедушный Слиман на деле оказался крепким орешком. И когда руководство компании Kering, которой принадлежит бренд, нарушило свои обязательства, сразу же дал понять, что они об этом пожалеют. В ход пошли не только гневные посты в Твиттере (который только ради этого дизайнер начал вновь вести), но и обращение в суд.
Слиман выступил с заявлением, что он недоволен условиями пункта контракта о неконкуренции, по которому ему после ухода запрещается работать на сторонний бренд на протяжении определенного срока. Как выяснилось, в случае с уже бывшим дизайнером компания Франсуа-Анри Пино (на фото) поступила не слишком честно: данный абзац был внесен в договор в самом конце срока его действия.
Кроме этого имели место и финансовые махинации. При Слимане показатели бренда увеличилась втрое, и по контракту дизайнер должен был получать часть прибыли от продаж. Сумма получалась внушительная — порядка 10 миллионов евро. Однако ему было выплачено в 14 раз меньше — около €667 000.
Суд встал на сторону дизайнера и обязал модный конгломерат под руководством мужа Сальмы Хайек выплатить истцу общую сумму в размере 24 миллионов долларов. На эти деньги Эди Слиман мог бы спокойно жить в своем любимом Сан-Франциско и заниматься фотографией, однако он уже подписал контракт с Домом Celine. Надеемся, условия трудового договора он читал внимательно.
Christian Louboutin VS Yves Saint Laurent
Вы не поверите, но речь опять про Yves Saint Laurent! В 2011 году представители марки оказались в зале суда по делу о красной подошве. Обвинителем выступал бренд Christian Louboutin.
Два фэшн-гиганта полтора года вели ожесточенную борьбу за право использовать в производстве обуви знаменитую красную подошву. Для всех нас — это главная фишка «лабутенов», но в процессе споров выяснилось, что компания не имеет на нее официальных прав. Проще говоря, товарный знак не был зарегистрирован.
Кристиан Лабутен не отступал и потребовал отозвать из бутиков YSL всю обувь с алой подошвой и возместить ему миллион долларов морального ущерба. А в качестве доказательства предоставил тот факт, что эта деталь —его ноу-хау еще с 1992 года.
Обычно в суде имеют вес лишь реальные доказательства, а не красиво рассказанные истории. Но на этот раз представители закона встали на сторону нерадивого обувщика и признали его права на красную подошву официальными. Правда, с одним условием — другим брендам разрешено использовать этот оттенок, если сама обувь такого же красного цвета.
Adidas VS Puma
Все знают такие марки спортивной одежды и обуви, как adidas и Puma. Но не все в курсе, что основателями этих брендов являются родные братья, проживших в ссоре большую часть своей жизни.
Увлеченные с детства спортом Рудольф и Адольф Дасслеры в 1924 году создали компанию, выпускающую обувь для атлетов. За последующие несколько лет их популярность росла и крепла, а звездный час пришел в 1932 году, когда победитель Олимпийских игр поднялся за медалью в их кедах.
Все изменилось во время Второй мировой войны. Существует много версий, почему братья поссорились и в 1948 году пошли разными путями. Адольф основал бренд Addas, а Рудольф — Ruda. И это — не опечатки. Чуть позже названия были переделаны в те, что мы знаем сегодня.
Дасслеры, остававшиеся у руля компаний до самой смерти, так и не раскрыли причины своего конфликта. Поговаривают, что все дело в симпатии одного из них Третьему рейху, но эта информация не имеет доказательств.
На фото: Адольф Дасслер, основатель марки adidas
После развала их семейного дела они ни разу не общались друг с другом, а Puma и adidas стали компаниями-конкурентами. Такими они остаются и по сей день.
Коко Шанель VS Эльза Скиапарелли
В наше время имя Эльзы Скиапарелли (на фото) упоминается гораздо реже Коко Шанель, а между тем ее заслуги перед миром моды ничуть не меньше, чем у великой Мадемуазель. В фэшн-архивах сохранилось не только наследие этих двух великих женщин, но и история их вражды.
Королевы мировой моды были ярыми соперницами, и в войне друг с другом использовали все доступные средства. Шанель (на фото) называла эффектную Скиапарелли вульгарной, та в свою очередь не говорила о Шанель ничего, будто ее не существовало в природе, но любила рисовать на нее карикатуры. Ненависть Шанель дошла до того, что однажды она перешла от слов к делу. По одной из версий, посадила свою соперницу на свежепокрашенный стул, по другой — подожгла свечой наряд Эльзы, столкнувшись с ней на одном из приемов.