Александр Васильев, историк моды, ведущий «Модного приговора» на «Первом канале»:
Сейчас все стремятся похудеть. Но так было не всегда. Если вас упрекают в излишней пышности форм, говорите в ответ: «Просто я из эпохи Ренессанса!» Именно тогда в моду вошла полнота – пришла на смену готической худобе.
До открытия Америки в 1492 году европейцы не знали очень многих продуктов питания. И самым ужасным в этом географическом открытии было то, что испортило всем фигуру, – картофель из Перу и масло из подсолнухов Мексики. Кроме этого, из Бразилии привезли какао-бобы. А на Кубе произрастал сахарный тростник. Женщины, к сожалению, увлеклись питанием! Сахар, бисквит, шоколад создают тортик. И этот тортик начинает портить фигуру.
К XVII веку женщины стали необъятных размеров. Канон красоты эпохи Барокко – грудь 100, талия 100, бедра 100. Но и мужчины не отставали – они же постоянно пили пиво, вот вам и пивные животы.
Мужчины всегда бегут туда, где побольше грудь, где пышные бедра и пухлые губы. Все, что привлекает внимание. Не случайно еще в готические времена появился корсет, который поднимает и подчеркивает грудь. Как же ее не подчеркнуть! Грудь становится постепенно самым славным женским обожательным качеством. Корсеты становились все туже, все сильнее стягивали талию. Но в конце 19 века появляется аппарат, который изобрел немецкий доктор Рентген. Именно он «сфотографировал» впервые женщину в корсете и ужаснулся: где печенка, где селезенка? Какой пассаж! И постепенно власть корсета начинает таять. Как и мода на очень тонкую талию. Женщины понимают: надо, чтобы организм дышал.
Как только появилась фотография, многие женщины стали с удовольствием сниматься. В ту пору впервые начинаются серийные выпуски фотооткрыток с так называемыми обнаженными красавицами. Сначала на женщину надевали корсет, поверх него розовое трико – вот вам и вся нагота. Все-таки мораль была такова, что женщина не могла сниматься для открытки в обнаженном виде. А вот пикантные фотографии для личного пользования были возможны. Фотография сделала свое дело! В 17-18 веках не бывало мировой славы: никто не знал, кто где живет и чем знаменит. А открытки рассылались по всему свету, и мужчины, глядя на них, восклицали: «Какая хорошенькая! Вот бы мне ее заполучить». Так начинается популярность.
Последний период в истории, когда женщина не работала, – это эпоха модерна. Не нужно было думать о заработке, поэтому она была вся в наслаждении. Дольче вита, удовольствие от жизни! Длинные волосы, духи, макияж… Конечно, только для тех, кто мог себе это позволить. Стиль модерн был современником женской эмансипации. Она началась очень скромно, но уже тогда женщины хотели иметь право голосовать, курить в обществе, водить автомобиль, поступать в университет. И это сильнейшим образом отразилось на моде. Одежда стала гораздо более приталенной, и женщина впервые приобрела форму музыкального инструмента: грудь, талия и бедра стали напоминать скрипку или гитару. Никакого кринолина или турнюра, естественные формы и желание нравиться мужчинам. Новые художники изображали новую модную фигуру с определенным положением: грудь вперед, а бедра назад, обязательно эта поза. Женщины модерна так ходили, и мужчинам это нравилось.
В конце 20 века все стали ходить, наоборот, бедрами вперед. Многие современные женщины помнят такую деталь женского гардероба как комбинация. Она появилась в годы первой мировой войны и дожила до 1970 года. Трусики, пояс, чулки, бюстгальтер, и сверху комбинация. Сначала батистовая или шелковая, затем появляется синтетика, нейлон. Это было очень сексуально. Комбинацию убили джинсы. Изменилось и отношение к женской фигуре, все бросились худеть и накачивать «кардашьян». Все меняется со временем, нет единых позиций в каноне красоты.