С легкой руки своих недоброжелателей, а может быть, даже завистников это имя и сегодня произносят с неким темным подтекстом.
Маркиз де Сад, давший психиатрам благодатный материал для своих исследований, стал поневоле автором понятия «садизм», которым современное человечество награждает жестоких убийц. И он, пожалуй, не раз перевернулся в гробу, возмущаясь, что его причислили к рангу преступников, к коим всегда относился нетерпимо.
Он родился в знатной аристократической семье. Мама Донасьена Альфонса Франсуа де Сада души не чаяла в сыне и однажды добилась того, чтобы малыш играл с маленьким принцем. Но будущий писатель, философ, совершивший целую революцию в умах французов, набил синяков – в прямом смысле слова – потенциальному монарху и порвал с ним дружбу. К слову, маркиз и в дальнейшем показывал свой сложный характер, прослыл человеком острым на язык и не знающим компромиссов. После случая в королевском дворце родители Донасьена от греха подальше отправили его к родственникам в Прованс. Горячая и кипучая натура юного маркиза требовала выхода. Он поступил в кавалерийскую школу, поучаствовал в Семилетней войне и ушел в отставку в чине капитана. Однако перед маркизом де Садом вскоре, но вполне ожидаемо, замаячил призрак нищеты. Старинный род, промотав все свое состояние, готов был пойти на любые уловки, чтобы спасти благородное имя. И выход был найден: Донасьена быстро женили на дочери президента налоговой палаты Франции Рене-Пелажи Кордье де Монтрей. Эта семья была менее знатной, но очень богатой. Именно мамаша де Монтрей, которая считалась ее полновластной хозяйкой, с помощью кошелька открыла зятю дорогу к высоким королевским постам. И он «отплатил» теще сполна: сразу же после женитьбы Донасьен устроил дебош в борделе. Его заключили под стражу на 15 суток.
К тому времени маркиз де Сад уже создал свою философию греха, не знающей удержу ни в чем и разрушающей любые моральные границы. Он славил порок во всех его проявлениях и убеждал общество в том, что «природа создала человека лишь для того, чтобы вкушать все радости земные…» Бедная жена Рене-Пелажи любила маркиза до беспамятства. Впервые увидев голубоглазого красавца, утонченного аристократа, язвительного, умного, она вдруг остро осознала для себя, что пойдет за ним на край света и, если надо, даже пожертвует собой. Любил ли ее маркиз, сказать трудно. Да, маркиз де Сад умел ценить чувства: он говорил о ее прекрасном характере, хвалил (но не умственные способности, а грудь и плечи супруги) в одном из писем сестре. Впрочем, это не помешало Донасьену после свадьбы усиленно посещать бордели, где он помимо удовольствий черпал литературный материал для своих будущих знаменитых книг. Страсть к женщинам, наверное, была смыслом всей его жизни. «Единственный способ заставить женщин любить себя – это мучить их, более надежного я не знаю». Этому странному, не поддающемуся осмыслению принципу маркиз де Сад был верен до последнего смертного часа.
Семейная жизнь не продлилась и пяти месяцев, как маркиз попал в скандальную историю. Пригласив в Париже в свой «домик свиданий» Жанну Тестар, женщину неопределенных занятий, он отхлестал ее розгами. По приказу короля за эту провинность маркиза посадили в башню Венсенского замка. Но недолго маркиз смотрел на мир в тюремное окошко: через две недели с лишним его выпустили на волю. Наивная и влюбленная Рене-Пелажи осталась в неведении насчет того, где пропадал благоверный супруг. Она была беременна, и ее решили уберечь от подробностей всей этой жестокой истории. Тем дальше продолжалась совместная жизнь, тем яснее становилось, что маркиз де Сад превращался в некоего идола для бедной женщины.
В своей любви к нему Рене-Пелажи была слепа и прощала мужу грубые выходки, часто переходящие в настоящее хамство. Он сознательно мучил ее, возможно, выражая таким способом свои чувства к ней. И маркиз продолжал куролесить, реализуя свои эротические фантазии и философские мысли в реальности.
Опасные и прекрасные: историческая правда об амазонках
Даже рождение первенца прошло для него как-то незаметно и не стало своего рода моральным барьером. За домогательства к француженке Розе Келлер маркиза посадили в крепость Пьерре-Ансиз. Потрясенная случившимся, Рене-Пелажи поспешила на помощь к опальному мужу. Ей удалось добиться невозможного. Маркизу, несмотря на все строгости, допустили на свидания с мужем. И здесь, в камере, заметим, был зачат второй сын де Сада. Через три года после освобождения маркиза семья переезжает из Парижа в Прованс. Дурная слава, запятнанная репутация, наступающие на пятки кредиторы, – вот причины, из-за которых они бегут из столицы. Но в Лакосте, фамильном замке маркиза де Сада, происходит событие, заставившее еще раз Рене-Пелажи испытать горечь измены блистательного мужа. Супруг соблазняет ее сестру – Анн-Проспер, успевая в это же время устроить грандиозную оргию с жрицами любви. Последние обвинят маркиза в отравлении и жестоком обращении (якобы чудом остались в живых), терпение короля лопнуло, и под страхом смертной казни маркиз вместе с любовницей пускается в бега. Горячо и беззаветно любящая жена следует за ним, помогая ему скрываться от правосудия. Не забывая снабжать его деньгами, книгами, всем необходимым. Дело доходит до того, что Рене-Пелажи поощряет «театральные постановки» маркиза – прелюдии будущих оргий.
Влиятельная теща – мадам де Монтрей, люто ненавидевшая зятя, а заодно и неразумную дочь, которая отказывалась от развода, начинает преследовать маркиза, используя любые методы. В результате Донасьен де Сад в 1777 году снова попадает в тюрьму: по королевскому указу его опять заключают в Венсенский замок. В 1784 году маркиз был переведен в Бастилию. В общей сложности маркиз провел за решеткой 13 лет, но именно в заточении он написал свои знаменитые труды «120 дней Содома, или Школа разврата», «Алина и Валькур, или Философский роман», «Короткие истории, новеллы и фаблио».
30 самых известных любовников в истории
Французская революция не только освободит его, но и даст возможность печатать свои произведения, писать новые. Самые известные романы этого времени, вышедшие из-под руки незаурядного писателя и философа, «Философия будуара», «Новая Жюстина, или Несчастья добродетели» и другие, вызовут споры и возмущение собратьев по перу. К примеру, великий моралист Руссо советовал прятать книги маркиза де Сада от глаз французских девушек, иначе первая же страница любого романа этого писателя порушит невинность и внесет сумятицу, беспокойство в неокрепшие души. Конечно, он немного преувеличивал: статус знаменитого борца за нравственные устои общества и, видимо, некоторая зависть к популярности маркиза де Сада и определили его точку зрения на творчество скандального писателя. Хотя в трудах маркиза было много жестокой правды, которой очень страшилось аристократическое общество. Никто не хотел признавать, что во Франции середины XVIII века царил просвещенный разврат. «Домики свиданий» имели даже самые захудалые дворяне и дворянки. И скрывающаяся здесь похоть, тихие оргии никогда не обсуждались. А маркиз де Сад делал все это открыто, с вызовом и буйным размахом, не стесняясь мнения общества. К тому же он все время не переставал критиковать власти за то, что не могут остановить разорение во Франции. Маркиз с гневом писал: «Выпоротый зад уличной девки вызвал больше сожаления, чем толпы, брошенные на голодную смерть».
Донасьен Альфонс Франсуа де Сад умрет в страшной нищете и одиночестве. Он обретет посмертную славу, но никогда не признается себе, что когда-то потерял самой главное в своей жизни – любовь Рене-Пелажи. После выхода маркиза из Бастилии она подаст на развод и уйдет в монастырь, чтобы в его стенах замаливать грехи мужа и оплакивать собственную судьбу. Однажды в одном из писем жене он попытается оправдаться перед ней: «Да, я распутник и признаюсь в этом… Я постиг все, что можно было постичь в этой области, но я, конечно, не сделал всего того, что постиг, и, конечно, не сделаю никогда. Я распутник, но я не преступник и не убийца…»
Грустная история жизни Кортни Кокс
Кровавая барыня: реальная история самой кровавой женщины России