Мурат Насыров родился в городе Алма-Аты в простой семье, он был пятым ребенком. Чтобы прокормить детей, родители трудились почти без выходных: мать пропадала на заводе, отец работал в такси.
Когда же выдавались выходные, большая семья собиралась за столом. Одаренный тонким слухом отец, играл на уйгурских народных музыкальных инструментах, пел песни, сочинял стихи. И эта традиция заложила с самого детства в будущем артисте любовь к хорошей музыке.
«Я с восьми лет умел играть на гитаре. Очень быстро все схватывал, подбирал аккорды и вскоре уже сам учил своих сверстников», — делился в интервью Насыров.
В армейские годы он сразу занял место в музыкальном коллективе дивизии. Судьба вела талантливого парня по музыкальной дорожке, и он не противился, просто делал то, что получалось лучше всего.
Когда служба в армии осталась позади, Насыров перебрался и Казахстана в Москву, где на пике популярности и оборвется его жизнь.
Но тогда столица встретила молодого парня благосклонно. Талантливого юнца, будущую звезду сцены приняли в знаменитую «Гнесинку», с нее начался путь на большую сцену.
«Я приехал в Москву в 1989 году с единственной целью — занять свою нишу в шоу-бизнесе. К тому времени я уже не представлял свою жизнь иначе. Даже в армии моей основной деятельностью были концерты. … Поступил в Гнесинку, отучился по классу вокала. Поэтому я не случайный человек на сцене», — рассказывал про свой путь Насыров.
Ему везло. Казалось, парень настоящий любимчик фортуны: с той же легкостью, с которой поступил в «Гнесинку», Мурат покорил сердце красавицы — певицы Натальи Бойко и ревностно оберегал свою любовь. Личная жизнь на то и личная, чтобы быть сокрытой от посторонних глаз, рассуждал артист. Но была и еще одна причина — разная вера. Музыкант боялся, что родные не примут его невесту.
Только когда выяснилось, что Наталья носит под сердцем дочку Лию, Мурат решился познакомить ее с родителями.
«Папа и мама — мусульмане, и поначалу могли возникнуть сложности из-за того, что мы с Наташей принадлежим к разным вероисповеданиям. Она католичка. Но когда мы поставили родителей перед фактом, отец попросил Наташу, чтобы она разрешила посвятить себя в мусульманство. Она согласилась», — делился с журналистами артист.
Росла слава — росло благосостояние: съемная квартира стала собственной, простенькую легковушку сменила дорогая иномарка. Талантливый музыкант уже давно был видной фигурой на российской сцене, но было одно «но» — природа наделила Насырова удивительным голосом, и он никогда не пел под фонограмму, что часто вызывало недовольство коллег.
«Вот, например, идет презентация альбома какого-нибудь исполнителя, он на сцене поет через пень-колоду, под фонограмму, — делился продюсер артиста Арман Давлетяров. — Мурат выходит его поздравлять — и своим диапазоном начинает голосить так, что убирает самого виновника торжества».
Многие с явным неудовольствием оказывались на одной сцене с Насыровым, но он, увлеченный творчеством, этого никогда не замечал. Тогда было его время: к выходу готовился первый альбом «Кто-то простит». Хит «Мальчик хочет в Тамбов» с первых нот покорил вершины хит-парадов.
Дальше было сотрудничество с Аленой Апиной. С совместной песней «Электричка едет в Тамбов» (по названию хитов артистов) они объехали все страну. Затем представили совместную композицию «Лунные ночи» и снова успех.
Один за другим артист получил два «Золотых граммофона» за песни «Мальчик хочет в Тамбов» и «Я — это ты, ты — это я». А затем пришли нулевые, и вместе с ними на сцене появилось новое поколение артистов: публике уже требовался уникальный голос, она хотела шоу. Интеллигентный Насыров в эти новые запросы не вписывался.
Те, кто имел высоких покровителей — остались на плаву, а вот он обнаружил себя на обочине. Сказалось и то, что слишком многих «мальчик из Казастана» раздражал своим талантом.
«Он сам писал песни и хотел их исполнять. Человек, выросший на The Beatles и воспитанный на образчиках английской музыки, гениальный мелодист просто не вписался в наш шоу-бизнес», — рассуждал Давлетяров.
Его песни неохотно брали радиостанции, телеканалы постепенно оказались для него закрытыми. Порой бывало так:
«Звонят Мурату с Первого канала, приглашают на запись. Утром, одевшись, он уже стоит в дверях, как вдруг раздается звонок: »Извините, съемка отменяется». Он потом узнает, что просто его кандидатуру руководство канала не утвердило. Звонит расстроенный: »Ты представляешь, они меня просто слили! »» — рассказывал Арман.
Творческое забвение нанесло первый удар по моральному здоровью певца. Он продолжал работать, но его песни слушали только самые преданные поклонники.
А в 2006 году случилась вторая трагедия — в аварии на Звенигородском шоссе в Москве погиб солист и гитарист музыкальной группы «А-Студио» Баглан Садвакасов. Джип «Мицубиси», которым управлял артист, врезался в стоящий на светофоре КамАЗ.
Насыров с трудом пережил смерть лучшего друга. Эта смерть как будто запустила цепочку несчастливых событий в судьбе самого Насырова.
«Они друг без друга дня не могли прожить. Между ними существовала какая-то космическая связь. На гастролях, например, заболевает Бага, и тут же Мурат звонит: »С Багой все нормально? У меня какие-то предчувствия»’. Часами разговаривали по телефону, SMS друг другу постоянно писали. Когда Бага погиб, Мурат сильно подломился», — вспоминала Жанна Сауланова, вдовы Садвакасова.
Друг регулярно снился Насырову ночами. Просил во сне помощи, звал к себе.
Третьим ударом стал отказ любимой жены выйти за него замуж. Удивительно, но Наталья и Мурат так и не узаконили свои отношения. Почему? Этот вопрос остался без ответа.
19 января 2007 года артист твердо решил жениться и даже договорился с другом, чтобы провести свадьбу в его ресторане.
С утра он встретил жену и детей на вокзале, сказал Наталье, что свадьба обязательно состоится. Но, видимо, снова получил отказ. В ярости Насыров на ходу выбросил телефон из машины.
Этот день стал последним в жизни артиста, и до сих пор родные не могут объяснить, почему он, 37-летний мужчина, решился на такой ужасный шаг.
Оставив семью дома, Насыров встретился с женой Баги, потом с еще одним другом. Был взволнован, то иногда смахивал слезы, то веселился и шутил.
К 23 часам ночи водитель приятеля привез его домой. Насыров был трезв (в ресторане он выпил всего бокал вина).
Артист прошел в свою комнату и закрыл дверь. Какое-то время из-за нее доносились звуки его популярных композиций, потом все смокло. Утром его тело нашли под окнами дома.
Тогда поговаривали, что певец был под наркотиками, но психиатр Уммурайзат Гаджиева, которая работала с артистом в последние месяцы, уверена — никаких запрещенных препаратов музыкант не принимал.
Погубило его совсем другое.
«Он был удивительно интеллигентный, светлый и ранимый человек. Я лечила его от органической депрессии, которая была спровоцирована тем, что талант этого человека оказался невостребованным. Плюс Насыров остро переживал то, что жена не хочет стать его законной супругой. Да, у Насырова были тяжелейшие ломки, но оттого, что человека вознесли и выбросили, вы меня понимаете? У него был потрясающий голос, он сам писал песни, стихи, но никому не был нужен. Чертов шоу-бизнес сожрал человека», — объяснила Гаджиева.