– Продюсеры и авторы проекта «Магомаев» Данила Шарапов и Петр Ануров задумали сериал еще в 2014 году, — рассказывает сценарист Нина Шулика. — Вместе с Тамарой Синявской выбирали, какой период жизни Муслима Магометовича осветить. Решили остановиться на одной из самых эмоциональных частей его жизни — молодости. Я подключилась к работе, когда уже были готовы наброски. Нам важно было показать историю знакомства артиста с Тамарой Ильиничной до того момента, как они официально стали парой.
Чтобы полностью погрузиться в биографию легендарного исполнителя, пересмотрела множество его интервью, документальных фильмов, фрагментов домашнего видео. Было интересно увидеть Магомаева в роли ведущего шоу-программ. Для меня он открылся с неожиданной стороны, когда обнаружила его невероятные выступления как пародиста. Кстати, мы в сериале показали работу артиста над мультфильмом «По следам бременских музыкантов». Оказывается, что он там пел не только партию Трубадура, но даже Атаманши и Сыщика. Муслиму Магометовичу долго не могли объяснить, какой голос должен быть у третьего героя. На что композитор Геннадий Гладков выпалил: «Наждачный». Магомаев с ходу сделал это великолепно!
Параллельно прочитала несколько книг о певце. Мемуары его подруги Людмилы Каревой (в сериале ее зовут Лика, сыграла Светлана Устинова) «Мила и Муслим: Музыка для двоих» помогли пролить свет на их отношения, которые развивались еще до знакомства с Синявской. После книги Магомаева «Живут во мне воспоминания» очаровалась и вдохновилась исполнителем. Стало ясно многое в его характере и жизненных подходах (или поступках). Будучи 30-летним, он был таким деликатным, интересным, интеллигентным и обаятельным…
Мне посчастливилось побывать дома у артиста. Видела его легендарный белый рояль, за которым он любил проводить время. Впечатлили его картины, на которых он изображал портреты знаменитых творцов. Ведь мало кто знает, что Магомаев был прекрасным художником. Будучи взрослым, любил читать сказки и брал их на гастроли. Когда уже появились видеомагнитофоны, привозил для себя из-за границы видеокассеты с диснеевскими мультфильмами.
Конечно же, запомнилась моя единственная встреча с Тамарой Ильиничной (потом общались с ней по почте). Она с невероятной любовью рассказывала о Муслиме Магометовиче. Их познакомил Роберт Рождественский на Декаде российской культуры в Азербайджане в 1972 году. Они влюбились друг в друга с первого взгляда. По настойчивым ухаживаниям певца было видно, что это настоящие чувства. Правда, потом появились сомнения, что с этим делать, так как артисты были несвободны. Концертмейстер Любовь Орфенова была лично знакома с Тамарой Ильиничной и ее первым мужем Сергеем (в сериале — Александр Соколовский). Она рассказала, как тяжело пришлось супругу оперной дивы, когда та уходила из семьи. Мы же в нашем фильме показали, что Магомаев и Синявская встретились на записи телепрограммы после международного фестиваля в Сопоте 1969 года. Все-таки конкурс — это реальный факт. Поэтому пришлось перенести знакомство артистов на несколько лет ранее. Также в первой серии уже начались столкновения Тамары Ильиничны с возлюбленной певца Ликой, прототипом которой была Людмила Карева. Синявская подтвердила, что у них были не очень приятные разговоры. Также в сериале мы говорим о Лике как о гражданской жене исполнителя. Хотя на самом деле в СССР не употребляли такое понятие. Было бы все-таки грубо называть ее сожительницей.
Правда, что Магомаев жил в пятикомнатном люксе гостиницы «Россия». По сути, он был его московским домом. Когда уезжал на гастроли, номер так и стоял вместе с его вещами. Во-первых, это было удобно. Во-вторых, у него не было московской прописки, и арендовать квартиру в этом случае — дело непростое. Верно, что у него было разрешение от министра внутренних дел на совместное проживание с Ликой. Отмечу, что мы не изображали его реальную подругу Милу. Для нас был важен собирательный образ женщины, которая была у Магомаева до Синявской. Так как Лика, как и Мила, работала редактором музыкальных программ Центрального радио, то была весьма властной. Могла жестко вести себя по отношению к делам Муслима Магометовича. Многое решала за него. В сериале показано, что Лика прятала его деньги. Этот эпизод родился от того, что артист свободно относился к ним. Он мог положить в карман большой гонорар и пойти отмечать концерт. Магомаев часто находился в шаге от того, что его могли ограбить.
Магомаев и Синявская действительно гастролировали в Париже. Но в разное время, не как в сериале. Муслиму Магометовичу предлагали остаться во Франции. Но он и помыслить не мог об этом, так как был предан своему дяде Джамалу-Эддину Магомаеву (постпред Совета министров Азербайджана при Совете министров СССР), который его вырастил. Конечно, мы сгустили краски, чтобы артист все-таки задумывался о жизни за границей.
К сожалению, не удалось пообщаться и с концертмейстером Муслима Магометовича Чингизом Садыховым (Александр Нестеров). Когда шла работа над проектом, он уже был болен, потом скончался. Музыканта показали в первой же серии. Правда, режиссер решил сделать героя молодым. На самом деле он был старше певца. При этом характер получился похожим.
Удалось разузнать у близкого друга Магомаева, радиоведущего, певца и автора текстов знаменитых песен Анатолия Горохова (Дмитрий Гурьянов), о его молодых годах. Он вел ночную программу о музыке, куда часто приглашал исполнителя. Наперекор всему приводил Муслима Магометовича в студию и разрешал выступать. Ведь из-за преследования артиста со стороны отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) его отправили в ссылку в Баку. Певцу некоторое время было запрещено появляться в эфире. Однако все-таки не было доказано, что его концерты проводились нелегально. Мы тоже учли этот факт. Также интерпретировали эпизод, как он заканчивал Бакинскую консерваторию. Дело в том, что из-за концертной деятельности Магомаев не мог сдать госэкзамены. Строгая преподавательница по фортепиано долго не хотела ставить оценку. Зрители увидели, как ему было непросто и как он упорно готовился. Показали и то, что министр культуры СССР Екатерина Фурцева (Алена Ивченко) тепло относилась к артисту и всячески ему содействовала.