С конца января до середины февраля в российском шоу-бизнесе робко надеялись, что скоро непростые времена закончатся. Мир устал от коронавируса, и ограничения стали ослабевать, люди засиделись, затомились и затосковали по веселым мероприятиям. На горизонте замаячил привычный чес по городам и весям — то, на чем артисты привычно делали кассу.
Но глоток свежего воздуха длился недолго, Россия объявила о спецоперации в Донбассе, и активность угасла. О том, кто из артистов остался без концертов, чем живет шоу-бизнес и под кого приходится подстраиваться, Woman.ru узнал у Кирилла Чибисова, партнера агентства «Ру-концерт».
«Последние три недели, то есть до начала всего происходящего, были, конечно, очень активными. Но все контракты на выступление содержали особенные пункты: если случится обострение ситуации, нестабильность, то выступление отменяется, а деньги возвращаются заказчику. Заключали только так, но никто не сопротивлялся. Три недели было все хорошо, последний концерт был проведен нами 25 февраля. В марте запланировано множество выступлений, но по ним всем придется возвращать деньги», — рассказывает Кирилл.
Урезанным составом
Артисты давно приспособились к новой реальности, научились еще во время пандемии. В противном случае было не выжить. В первую очередь стали сокращать раздутый штат. Если раньше было принято ездить с огромной группой сотрудников, то теперь звезды не против спеть под гитару в компании двух-трех вокалистов.
«Сейчас ситуация принципиально отличается. Лобода, Вера Брежнева, Филипп Киркоров — это артисты, которые делают шоу. У них был очень сильно раздут райдер, ведь с собой исполнитель везет человек тридцать. И чтобы оплатить всю эту ораву, заказчику приходится к 100 тысячам евро, которые берет артист, добавлять еще не меньше 50 тысяч евро. Пандемия сломала ситуацию.
Тот же Агутин, который никогда не любил выступать один, теперь не против выйти на сцену и спеть что-то под гитару», — говорит Кирилл Чибисов.
До пандемии Леонид Агутин, Игорь Бутман, Любовь Успенская имели коллектив в 10-12 человек. У Веры Брежневой было четыре бэк-вокалистки — это почти рекорд. У Валерия Меладзе — три. Светлана Лобода, которая на днях со слезами на глазах просила о мире, тоже знаменита своими необычными райдерами. Всем им пришлось урезать штат.
«Теперь на корпоративы отправляются в усеченном составе. Соответственно, стоит это дешевле», — рассуждает эксперт.
Дисконты и скидки
Но экономят не только на количестве. Вслед за урезанием состава последовали изменения в рейдере.
«Теперь вместо бизнес-класса соглашаются лететь экономом. Не просят устраивать ВИП-встречи, достаточно машины комфорт-класса. И вот так ужимаются во всем. И заказчикам это выгодно, и артистам тоже, пусть денег меньше, но есть стабильный спрос и заработок», — рассуждает Кирилл.
Примечательно и другое. Если раньше концертный директор сразу обозначал сумму гонорара артиста, то теперь диалог начинается с вопроса «А сколько есть?»
Естественно, за 100 тысяч рублей работать никто из звезд не станет, но и баснословные гонорары в 100 тысяч евро озвучиваются только единицами — это Киркоров, Лепс, Лобода.
Денежный вопрос
«Кто заказывает частные выступления? В основном это регионы. Везде есть семьи губернаторов, мэров, главных полицейских, депутатов, бизнесменов. Подобными форматами стараются не привлекать к себе внимание, но спрос был, есть и будет. Хотя сейчас, на фоне нестабильной ситуации, он замер. Поэтому конкуренция среди артистов высока. Например, Леонид Агутин при среднем гонораре в 40 тысяч евро теперь готов работать за 15-20 тысяч евро. А вот Киркоров не из тех, кто снизит ценник для народа, но при этом он может спеть 2-3 песни для друзей за символические 10-15 тысяч евро. Но это ограниченный круг людей», — рассказывает Кирилл.
Если с Агутиным это работает, то с Сосо Павлиашвили, по словам Чибисова, нет. Он берет за выступление 10 тысяч евро. Даже если вдруг ценник упадет до 250 тысяч рублей, то заказчиков больше не станет, потому что рынка нет.
Пока одни снижают цены, другие склонны придерживаться иной точки зрения: снизил один раз гонорары, больше никогда не получишь прежнюю сумму.
Кассовые концерты
От корпоративов и частных ивентов стоит отличать кассовые концерты, на которые артист собирает стадионы. Первые делаются для заработка, вторые — имиджевые.
В пандемию массовые мероприятия устраивали артисты второго, третьего эшелона. Ни Лобода, ни Киркоров, ни Басков, ни кто-то другой, кто делает шоу, не гастролировали.
«Для них кассовые концерты — это не то, на чем они делают деньги. Ценообразование концерта в пять раз меньше, чем корпоратив. Но это пиар, имиджевый проект. Артист напоминает о себе, что он есть, он жив, коллектив работает. Это как самолет, который постоянно должен летать. Оставь его на земле и поднять в воздух будет стоить огромных денег. Так и музыкальный коллектив должен быть все время в репетициях и концертах.
Со сборов платятся гонорары менеджерам, группе, аренда. Артисту редко остается больше миллиона рублей. Ну что такое для Киркорова миллион? Это не та история, на которую стоит ориентироваться
А вот выйти на 40 минут под фонограмму на корпоративе за 150 тысяч евро — это да», — отмечает Кирилл Чибисов.
Нет денег или желания?
Деньги у заказчиков есть, уверен наш собеседник. И в кризис они, скорее всего, возросли. Но из-за нестабильной ситуации все боятся привлекать к себе внимание.
«Представляете, как будет выглядеть, если на выходных в регионе губернатор устроит частный концерт? Думаю, последствия объяснять не надо. Поэтому все тихонько сидят и наблюдают. А зайдите в любой дорогой ресторан, там где счет с четырьмя нулями, и вы увидите, что нет свободных столиков!»
Еще больше новостей в нашем
Фото: @manizha/Instagram, Андрей Калмыков/Woman.ru, PhotoXPress.ru