О том, чтобы в этом году поехать в Европу, я даже не думала. Планировала в августе слетать на море в Турцию и тем самым закрыть вопрос с летним отпуском. Но уже в мае путевки в Аланию и Белек начали дорожать как яйца к Новому году, то есть предсказуемо, но стремительно, в июне обновив исторический максимум — 130 тысяч за путевку на двоих. И это даже не за «пятерку»!
Пока туры в Анталию нещадно дорожали, доллар и евро также нещадно дешевел, и с этой перспективы поездка в Европу стала казаться невероятно заманчивой. Посмотреть Париж и не умереть, потому что евро 67 рублей, ох, это же еще на шопинг останется. Тем более, жег карман действующий шенген. А все мы наслышаны, каких трудов теперь стоит получить новый.
Но как до Европы добраться? Все вокруг говорят, что билеты в любое туристическое направление, а я раскатала воображение на самое что ни на есть туристическое, на Париж, стоят как чугунный мост. Так, так, посмотрим. Мониторинг сайтов-агрегаторов показал, что билеты в столицу круассанов и бонжура на конец июля обойдутся в 54 тысячи рублей, при этом ночь придется еще посидеть в аэропорту Анкары. Обратно еще 43 тысячи. Итого — 97 тысяч рублей. Хм, а напомните, сколько сейчас стоит чугунный мост?
Люди на форумах тем временем делились мудростью, предлагая три варианта сэкономить. Первый — доехать на поезде до Минска, потом сесть на маршрутку до Вильнюса и оттуда уже лоукостером улететь в Европу. Второй — доехать из Санкт-Петербурга до Хельсинки на автобусе и потом уже улететь дальше. Третий — на наземном транспорте добраться до Таллина и оттуда уже пересесть на рейс до нужного направления. Все направления хороши еще и тем, что из трех этих европейских столиц летают лоукостеры, где билеты можно купить за 20-30 евро. Но тут меня ждала первая засада — рейсы из Вильнюса на даты моего отпуска были выкуплены полностью (а на что я вообще надеялась в конце июля?).
Рейс Хельсинки-Париж услужливо мигал не распроданными билетами за 7 тысяч, но и тут случилась западня — петербуржцы после открытия сухопутных границ 15 июля выкупили все билеты на автобус Санкт-Петербург- Хельсинки на месяц вперед. Надо ли уточнять, что это единственный способ сейчас добраться до Финляндии?! Значит, я еду в Таллин.
На маршрутах между РФ и Эстонией работают несколько перевозчиков — Ecolines, Baltic Shuttle, Lux Express. Билеты из Москвы до Таллина стоят 8 тысяч рублей в один конец, в пути придется провести 25 часов. Н-да, квадратным станет не только мой чемодан.
А вот из Питера дорога займет всего 6 часов, а стоимость билета составляет всего 2600 рублей. А поскольку у меня в Санкт-Петербурге живет мама, я решила поберечь силы для Парижа, переночевать у нее, а на следующий день свежей и отдохнувшей, уехать в Таллин из северной столицы.
В этот же день через сайт авиабилетов я забронировала себе гостиницу в Таллине и в Париже с возможностью оплатить номер на месте. Если честно, немного волновалась, всю жизнь все отели выбирала через Booking, который давал четкие гарантии, что тебя на месте ждут. Новый агрегатор, кроме странного выглядящего ваучера, ничего не гарантировал. А может бронь слетит? Или они потребуют оплатить картой, которая у меня теперь не работает? Кстати, из невозможности оплачивать покупки онлайн выросла еще одна забота — как выгодно купить евро?!
Оказывается, несмотря на то, что официальный курс евро — 67 рублей, в российских банках рубли на европейскую валюту готовы обменивать только по курсу 80-81 рубль. Более того, некоторые еще берут комиссию 300-400 рублей за банковскую конвертацию. Немного даже зажмурилась от такой радости.
Обменники оказались более гуманны, там евро готовы продать по курсу 75 рублей, где я их быстро и прикупила. Память подкинула воспоминание, как в 2019 году я ездила в Апулию по курсу 80 рублей за евро и не возмущалась нисколечко: ну да, все дорожает! Зато Альберобелло посмотрю.
Итак, вооруженная евро, ваучером и билетом в 23:30 я стояла на питерском автовокзале. Огляделась, вокруг автобуса суетятся люди в куртках Kenzo, кроссовках Prada, в соломенных шляпах и с чемоданами Mandarina Duck. Благосостояние народа, однако, растет. Оказалось, что все они мои соседи и все таким нескучным путем едут в Европу. Кто-то летит до Лиссабона, кто-то направляется в Венецию, в Марбелью, а кто-то из Таллина полетит сначала в Хельсинки, потому что тоже не успел купить прямой финский билет.
Водитель при входе сурово спрашивает:
— У вас какой паспорт?
— А какой надо? Есть российский и загран.
— Все пригодятся!
Моей соседкой оказалась 84-летняя жительница Таллина Элина, которая объяснила, что про паспорта водитель интересовался не потому что вежливый. На эстонской границе тщательно проверяют людей с украинскими паспортами.
— В прошлый раз, а я ехала неделю назад, мы стояли на границе 5 часов!
Н-да, хорошо, что я взяла следующий рейс с запасом времени. И если вы тоже соберетесь, закладываете время на пересадку не менее 10 часов. Время отпускное, на всех границах просто не справляются с потоком пассажиров, отсюда опоздание автобусов и очереди.
Кроме того, заранее позаботьтесь о всех деталях, которые завязаны на интернет. Билеты лучше распечатать, медицинскую страховку сделать и тоже распечатать, закачать Google maps, чтобы работали и оффлайн, билеты на другие рейсы держать под рукой. Также лучше запастись перекусом и водой. Дорога может растянуться и на 10 часов, а остановку в пути у кафе водитель делает всего одну. И не забудьте, шейную подушку — спина скажется вам спасибо!
Так вот, уже в Нарве у меня пропал интернет и когда на эстонском паспортном контроле, меня попросили показать билеты дальше, электронная почта просто не открылась. У моей соседки по очереди сотрудники таможни настоятельно требовали медстраховку, хотя она не входит в список обязательных документов при прохождении границы. Просто к этому надо быть готовым!
Российскую границу мы прошли довольно быстро, всего за час, кроме нас, других рейсов на таможне не было. Как, впрочем, и частного автотранспорта.
А вот на эстонской пришлось подождать. Процедура такая: вы вместе со всеми вещами выходите из автобуса и идете проходить контроль. Допрашивают на границе тщательно: куда едете, какая цель, сколько валюты везете с собой, у тех, у кого нет обратных билетов просят назвать точное время пребывание в стране.
У меня даже поинтересовались, почему в моем паспорте так много виз и штампов?
— Я просто люблю путешествовать! — пожала я плечами.
Самое утомительное, ждать, когда подъедет автобус, когда контроль уже пройден. Наше ожидание заняло около 2,5 часов. Когда только открыли границу две недели назад, пассажиры могли ждать и по семь.
— Зато не за сто тысяч рублей билет! — обнял рядом мужчина в соломенной шляпе уставшую жену. — Зато вечером будем гулять по Римини.
Поскольку заняться ночью на таможне без интернета совершенно нечем, я прикинула сколько я сэкономила на билетах:
Билет Москва-СПБ — 3200 рублей
Билет СПБ- Хельсинки — 2600
Отель в Таллине — 4600 рублей
Билет Таллин — Париж лоукостером Ryanair — 11700
Итого: 22100 рублей. Учитывая, что рейс на самолет в одну сторону стоил 54 тысячи рублей, чистая экономия составила 32 тысячи рублей. Рейс обратно получился чуть дороже, в общей сложности 29 тысяч рублей. Получается, моя общая выгода — больше 50 тысяч рублей. Стоит ли это тех неудобств и дискомфорта, который связан с таким тяжелым маршрутом? Тут уж каждый выбирает по себе.
Фото: Ксения Алексеева, Shutterstock/Fotodom.ru