В нашем сознании тот, кто старше, автоматически опытнее и главнее. Но в реальности эта тенденция уже практически изжила себя: на пост начальников все чаще попадают молодые и активные люди. Ведь они ориентируются в новой информации, перенимают знания отечественных и зарубежных коллег, умеют быстро принимать взвешенные решения. А значит, способны развивать и продвигать компанию на рынке, добиваясь ощутимых успехов.
Как же наладить общение, работу и отношения с боссом, который на несколько лет моложе вас? Об этом рассказала Светлана Курако, маркетолог и эксперт по развитию бизнеса.
Стереотипы
Часто в отношении молодых руководителей довлеют стереотипы: «Молодой — значит неопытный!», «Наверное, по протекции на место начальника взяли», «Да разве он сможет толково руководить? Только загубит отлаженный процесс».
Но это ошибка: нельзя судить о человеке на основе собственных домыслов. Постарайтесь отвлечься от шаблона и вместо того, чтобы думать о руководителе как о «молокососе», здраво оцените его работу.
Возможно, неприятие возникло на почве того, что босс предлагает новые методы, к которым вы не привыкли и в глубине души боитесь не потянуть? Но ведь на самом деле они — отличный стимул для вашего личного роста! Постарайтесь подстроиться и использовать открывшиеся возможности: общение в мессенджерах, новый софт, современные модели работы — продвижение через соцсети, публикацию сторис, ведение рассылки и т.п. Тогда вместо ворчания на босса вы будете чувствовать себя моложе и активнее. К тому же заслужите больше уважения.
Если вы на одной волне, то разница в возрасте – не проблема.
Переживаете не только вы
Представьте себя на месте своего начальника. Он — живой человек, а не робот, поэтому тоже может испытывать неловкость или даже страх из-за того, что ему придется руководить людьми, которые старше его. У молодого босса могут быть комплексы по поводу своего возраста или компетенции, ведь в силу небольшого стажа у него и реального опыта работы тоже меньше.
Поэтому помните, что «неудобно» бывает не только вам, но и вашему руководителю. И это ощущение может надолго зависнуть в воздухе, делая отношения напряженными и мешая эффективному взаимодействию. Что делать, чтобы перестало «искрить»?
Просто поговорите со своим начальником. Уважительно и честно. Например, скажите: «Мне кажется, что нам обоим не по себе. Давайте вместе придумаем решение». Стоит заранее подготовиться к такому разговору и выбрать время, когда босс не будет в цейтноте. Приведите мысли в порядок, подумайте о том, какой формат отношений был бы вам комфортен. Будьте готовы к конструктивному диалогу.
Уважение
Как вы думаете, чего меньше всего начальник хочет от работника? Правильно — неуважения.
Забудьте на секунду о возрасте вышестоящего лица и вспомните о той цели, ради которой вы работаете здесь. Что поможет ее выполнить? Какие ваши действия позволят показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать свой профессионализм? Какие шаги со стороны руководства станут стимулом для вашей работы?
При этом не путайте уважение и раболепие: не стоит заискивать перед начальством. Цените время человека, доносите свои мысли коротко и емко.
Сравните два варианта писем боссу:
«Доброго времени суток, многоуважаемый Степан Измайлович! Пожалуйста, прошу вас обратить внимание на отчет за сентябрь. С уважением, Марина С.».
«Степан Измайлович, здравствуйте! Я заметила, что сроки по отчету за сентябрь истекают завтра. Если не успеем, могут оштрафовать. Все необходимые файлы приложила к письму. Если нужна будет помощь, пишите, я подключусь. Марина С.».
В первом примере Марина просто свалила всю работу на начальника, не рассказав ему ни о каких подробностях. Разбирайся, мол, сам, многоуважаемый.
А во втором поставила проблему, показала риски и собрала все данные. То есть сэкономила ему время и предложила собственную помощь.
Где больше уважения и заботы?
Если вы намного опытнее
Вы видите, что начальник натыкается на те грабли, которые вы обходили, и не раз? Скажите ему об этом. Но только вежливо, а не в виде подачки. Пинок по самоуважению руководитель вам не простит. Да, он примет к сведению ту ценную информацию, которую вы пытаетесь до него донести. Но толку с этого все равно не будет, поскольку сама ситуация станет началом конфликта. Никому не приятно, когда на него смотрят сверху вниз.
Лучший путь – показать, что эти знания в интересах компании, а не способ «научить малыша работать». Тогда вы можете стать незаменимой опорой коллектива, к вам будут обращаться за советом и любое начальство отнесется с уважением.
Оценивайте и адаптируйтесь
Молодой начальник держит всех на расстоянии, «сушит» отношения, чтобы казаться авторитетнее? Это не очень мудро. Но даже в таком случае не стоит с ним воевать. Ни к чему настраивать против босса других сотрудников и распускать неприятные слухи. Это как минимум непрофессионально.
Чем больше коллектив напоминает партнерство, тем он эффективнее. И если лидер учитывает опыт старших, то и к нему будут теплее относиться.
Просто следите за поведением руководителя и повышайте свою полезность: осваивайте свежие методы и технологии, проявляйте себя и не отказывайтесь от новшеств только «из вредности».
Возраст ни при чем
Уважение или циничность? Конфликт или совместное развитие? Страх или результат?
Конечно, в отношениях в коллективе не все зависит только от вас. И начальник, и подчиненный – каждый делает свой выбор. Но пусть любой восхищается вашей честностью и желанием расти. Это отличный способ повысить личный авторитет в глазах окружающих, и тогда старательность и ответственность не останутся не замеченными руководителем.
Используйте совет автора книги «Как управлять сотрудниками старшего возраста» Уильяма Новелли: «Не важно, сколько вам лет — семьдесят или двадцать. Поймите, как стать нужным. Станьте настолько незаменимым, насколько это возможно».