Мыслить позитивно
* Относитесь ко всем финансовым вопросам как к проблемам, которые можно решить. Так вы привьете ребенку позитивное отношение к деньгам.
* Дети не должны видеть ожесточенных споров по поводу денег, слышать, как родители обвиняют друг друга в жадности или неумении зарабатывать.
Вести бюджет и принимать решения
* Со школьного возраста приучайте ребенка вести семейный бюджет вместе с вами. Пусть наравне со взрослыми участвует в планировании расходов, обсуждает возможности вложения денег. Очень скоро он сможет отделять главные статьи расхода (квартплата, питание и пр.) от второстепенных (дорогая игрушка, сладости и пр.), научится находить компромиссы, отказываясь от дорогой вещи в пользу той, что поскромнее, учитывать не только свои интересы, но и интересы других членов семьи.
* Если ребенок умеет считать, вместе подсчитывайте доходы и расходы. Если еще не научился, просто раскладывайте деньги кучками по статьям расходов. Так он поймет, куда уходят семейные финансы.
Распоряжаться деньгами
* Давайте сыну или дочери карманные деньги. Причем заранее обговаривайте, как часто вы будете это делать, например, раз в неделю. Объясните, что, если потратят все деньги в первый же день, они не получат следующую сумму раньше оговоренного срока. При этом обязательно обсудите круг запрещенных покупок (конфеты, диски с играми, фастфуд и пр.).
* Чтобы дети не прикарманивали мелочь, которая валяется по дому, приучите их складывать ее в одно место. Объясните, что это их копилка и позже они смогут потратить собранные деньги на что захотят.
Делать сбережения
* Делать это лучше всего, когда вы впервые даете ребенку карманные деньги. Объясните, что деньги можно тратить, а можно копить. «Взрослые решения» по поводу того, как распорядиться личными деньгами, помогают почувствовать ответственность. Вы можете помочь в планировании расходов, но окончательное решение должно остаться за ребенком.
* Чтобы дитя научилось сберегать, поставьте ему цель, например, новый гаджет или крутые кроссовки, на который надо накопить.
* Можно даже открыть счет в банке. Предварительно внимательно изучите варианты вкладов и их условия, вместе с ребенком выберите самый выгодный, объяснив ему смысл помещения денег на депозит. Каждый месяц вместе ходите в банк и откладывайте сумму, которую обозначит юный владелец счета. По дороге купите что-нибудь вкусненькое — так откладывание денег превратится в удовольствие.
Зарабатывать и тратить
* С 14 лет ребенок может найти себе необременительную работу и получать собственные деньги. Кстати, путать обязанности по дому с работой нельзя. Застилать свою постель, помогать маме в уборке — это посильная помощь, и вознаграждается она лишь похвалой и уважением, но не звонкой монетой.
* Не решайте за ребенка, как потратить заработанные деньги, а то у него пропадет желание добиваться их своим трудом. Он должен почувствовать удовольствие от того, что стал взрослым. Даже крупной суммой не стоит латать дыры в семейном бюджете.
* Если «плоды труда» дитя потратило только на себя, не купив ничего родителям, — это сигнал тревоги. Объясните, что он не прав: ведь папа и мама зарабатывают деньги и тратят их на всех членов семьи, так почему же он все спустил только на личные нужды?
Возрастная шкала
2 года. Ребенок должен понимать, что родители работают и зарабатывают деньги, чтобы можно было купить продукты и игрушку для него.
3 года. Малыш уже в состоянии понять, что денег на что-то нужное ему при себе может не быть. Но будет возможность взять их дома и вернуться за игрушкой через какое-то время.
4 года. Понимает, что на какую-то вещь нет денег и их надо накопить. Что лишь через определенное время родители смогут себе позволить это.
5–7 лет. Ребенок любознателен, активен, интересуется цифрами. Самое время учить его вести деньгам счет, понимать их ценность и назначение, а заодно отличать желания от потребностей.
7–8 лет. Ребенок уже понимает, сколько стоит тот или иной товар. Ему нравится держать деньги в руках, пересчитывать, прикидывать, куда он их потратит.
9–13 лет. Можно давать деньги на карманные расходы, вместе составлять личный бюджет ребенка.
14–16 лет. Подросток уже может работать. Благодаря этому он учится понимать цену деньгам, узнает, какими силами они зарабатываются.