Как объяснить, почему несмотря на воспитание и правильные ориентиры, в мире остается место злу, объяснила Карина Рихтере, психолог с многолетним опытом, эксперт в детско-родительских отношениях и мама пятерых детей-погодок.
Честный разговор
В формировании представлений ребенка о мире нужно соблюдать очень тонкий баланс. С одном стороны, если мы рассказываем сыну или дочери, что мир полон опасностей, а все вокруг хотят его обмануть или причинить ему зло, то формируем в нем тревожность и недоверие. С другой, если не говорим об этом, то не готовим его к тому, с чем он может столкнуться в реальной жизни.
В обоих случаях это приводит к не самым приятным последствиям в жизни ребенка. Каким именно?
-
Недоверие родителям. Мир неоднозначен и сложен, поэтому когда мы показываем ребенку только одну его сторону, но не говорим обо всех остальных, рано или поздно это приведет к тому, что ребенок начнет задавать вопрос «А почему ты не говорил/не говорила о том, что может быть так?» Это подрывает его доверие к вам и портит ваши отношения. Из-за этого он становится подозрительным и мнительным.
-
Недоверие миру. Если мы говорим о том, что все плохо, или рассказываем, что все хорошо, а в реальной жизни оказывает не так, то ребенок начинает считать окружающий его мир опасным местом. Это приводит к тому, что он перестает доверять не только окружающим, но и себе.
-
Неподготовленность. Мы не можем подготовиться ребенка к абсолютно всем опасностям, с которыми он может столкнуться, и дать ему рецепты на все случаи жизни. Однако если вообще не говорить об этом, то при столкновении с опасностью, он растеряется и не будет знать, как правильно поступить. Это может быть опасно и для его здоровья, и для его жизни.
Конечно, это не означает, что вы не должны передавать ребенку базовые ценности добра, дружбы, взаимопомощи и взаимовыручки. Просто нужно предупредить, что не все люди хорошие и некоторые из них могут хотеть причинить ему вред, пусть даже не всегда это желание осознанное.
Как говорить о добре и зле?
В сказках добро всегда побеждает, а зло остается у разбитого корыта. Но в жизни не всегда торжествует справедливость, а все получают по заслугам. Случается так, что добрых и честных подвергают гонениям, а власть получают подхалимы и прихлебатели. Нужно ли учить ребенка быть приспособленцем и отказываться от своего я и своих принципов?
Конечно, нет. Вы вольны передавать ребенку те ценности, которые считаете нужными. Но в то же время не стоит растить идеалиста. Ему будет сложно жить в многогранном обществе и найти в нем место для себя. Поэтому разговоры о зле и насилии необходимы для ребенка. Это, во-первых, поможет ему подготовиться к встрече с ними. Во-вторых, поможет ему лучше понять многогранность этого мира.
Что нужно говорить? На самом деле нет единых правил, как объяснять детям, что в мире есть войны, голод и несчастья. Многое зависит от характера ребенка и его эмпатичности к миру. Для одних эти разговоры проходят спокойно и не становятся причинами для травм. У других могут привести к беспокойству и развитию невроза.
Поэтому говорить об этом нужно, когда ребенок спрашивает, то есть готов к таким разговорам. Не стоит превентивно рассказывать о проблемах и сложностях. Давайте ребенку только ту информацию, к которой он готов. Малышам и дошкольникам достаточно рассказать, что такие люди есть. Со школьниками и подростками уже можно обсуждать мотивацию и причины, по которым люди становятся злыми или совершают нехорошие поступки.
Расскажите о том, что это несчастные и слабые люди, потому что счастливый и сильный не может хотеть причинить зла другому. Наоборот. Сильный готов поддерживать, делиться и помогать. Постарайтесь в силу детского понимания проговорить об интересах и политике. Малышам будет сложно, но если подобрать подходящий пример из жизни, то это вполне реально сделать.
Например, иллюстрацией может стать его желание качаться на качелях или кататься на горке в одиночестве. Расскажите, что некоторые дети, когда не хотят ни с кем делиться, могут драться или толкаться. Другие просто занимают горку или качели — и сами не пользуются, и другим не дают. Объясните, что кто-то готов пойти на обман, чтобы получить свое. Также стоит обсудить, к чему может привести такое поведение. Можно ли дружить через силу или играть с тем, кто тебе не нравится?
Отдельно стоит поговорить про границы и безопасность, а также алгоритмы поведения в ситуациях, когда ему грозит опасность. Объясните, что причинить вред ему может не только незнакомец, но и тот, кого он хорошо знает — учитель, друг семьи и даже родственник. Если ребенку некомфортно от общения с человеком, он обязательно должен рассказать об этом маме или папе. Пообещайте, что любое его поведение не огорчит и не расстроит вас. Он должен знать, что может положиться на вас в любой ситуации, вы примите его и не отвергнете за «неподобающее» поведение.
Когда смотрите мультики или читаете книги, обсуждайте мотивацию негативных героев и их поведение. Придумайте вместе, как можно было бы исправить ситуацию и чем помочь герою. Спросите, встречал ли ребенок такое поведение в реальной жизни, а если встречал, то как поступил. Если нет, пофантазируйте вместе, как можно было бы поступить на месте того, кто стал жертвой негативного героя.
Очень важно не акцентировать внимание и не делать зло чем-то из ряда вон выходящим. Это рядовые ситуации, жертвой которых может стать каждый. Да, в некоторых случаях мы можем их предотвратить. Но так может быть не всегда. Как и любую другую сферу нашей жизни, мы не можем контролировать все. И не вина ребенка, если он по неопытности или незнанию стал жертвой обмана или сам проявил насилие по отношению к другому.
Говорите о дуальности, о сочетании хорошего и плохого. Рассказывайте истории, когда вы сами поступали не совсем честно или вели себя не лучшим образом. Это поможет ребенку принять свою темную сторону. Но в то же время не стоит говорить, что насилие и обман нормальны — всегда предлагайте варианты, как можно управлять негативными порывами и направлять их энергию в мирное русло.
В любом подобном разговоре будьте максимально честными и открытыми и постарайтесь ответить на все вопросы, которые задает ребенок. Но помните, что эта информация должна соответствовать возрасту ребенка и быть понятной ему. В противном случае вы только напугаете его.
Фото: Getty Images