О педагогике
Наука мне досталась по наследству от мамы, доктора педагогических наук. Так получилось, что уже в школе я знала о педагогике и образовании больше, чем некоторые студенты. Моя мама — доктор наук, профессор, поэтому я всю жизнь провела в университете в академической среде. Но становиться исследователем сначала не хотела — училась на направлении «Связи с общественностью», пробовала работать в областной администрации (я училась и начинала работать в Волгограде). Но однообразная работа с девяти до шести мне очень быстро надоела, продержалась я два месяца. В это время я поступила в аспирантуру и устроилась ассистентом на кафедру педагогики в своем Волгоградском социально-педагогическом университете. И так постепенно вошла в университетское сообщество, включилась в исследования.
О научной жизни
Наука — это сплошной креатив. У меня не бывает рутинной работы и никогда не бывает двух одинаковых рабочих дней. Я не выношу механическую работу, а работа исследователя состоит в поиске нового, того, что никто еще не делал. Плюс люди в научной среде очень интересные, общение с ними стимулирует к развитию и росту.
Об исследовании
В последние несколько лет мои научные интересы сфокусированы на изучении российской магистратуры. С 2018-го по 2020 год я была участником всероссийского проекта «Рождение российской магистратуры», которое проводилось при грантовой поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина.
А сейчас проект трансформировался в еще более глобальный — «Ландшафт российской магистратуры». Мы взялись изучить магистерские программы во всех государственных вузах России, а их сегодня 710.
В результате мы сделаем интерактивную карту российской магистратуры, на которой можно будет найти интересующую программу в зависимости от региона, типа университета, качества и доступности образования и многих-многих других параметров. Аналогов такой карты нет, и она будет очень полезна как для студентов, которые хотят поступить в магистратуру, так и для самих вузов.
О работе
Вся работа ученого проходит… за компьютером. Ну разве что у ученых естественно-научной сферы еще в лабораториях. Разработка исследования, чтение научной литературы, написание статей, переписка с коллегами — все это работа у экрана.
До пандемии мы регулярно посещали конференции, форумы и прочие мероприятия в других университетах, городах и странах. Участие в работе научных семинаров также занимало много времени и позволяло пообщаться с коллегами, а истина, в том числе и научная, рождается в споре, желательно в реальном времени.
Сейчас все научные мероприятия и все общение тоже происходит у экрана, а это, конечно, утомляет.
О переменах
С каждым годом изменения в нашей сфере все быстрее. И если в 90-е и 2000-е годы педагогика еще могла «выезжать» за счет советского педагогического наследия, то сегодня, в условиях тотальной цифровизации, нужны новые педагогические концепции, новые методы и инструменты. И они действительно появляются, например, появилось такое понятие, как «цифровая педагогика». Под натиском COVID-19 она развивается стремительно и весьма эффективно.
Об онлайн-образовании
К привычному формату образования мы точно не вернемся. Будут совершенствоваться цифровые методы обучения, будет пересмотрено содержание очных форматов (например, поточные очные лекции постепенно исчезнут из образовательного процесса, при этом в режиме реального времени студенты будут работать над проектами и стартапами, которые в дальнейшем смогут внедрить в практической деятельности партнерских организаций).
Появятся новые форматы обучения, например краткосрочные программы, которые называются микростепенями (об этом уже говорят, это недалекое будущее). Это потому, что ритм жизни ускорился и никто уже не хочет учиться четыре — шесть лет, а хочет поскорее выйти на рынок труда и монетизировать свои компетенции.
О процессах
Трансформации происходят постоянно, при этом ни нормативная база (образовательные стандарты), ни преподаватели к этому зачастую не готовы.
Образование должно подстраиваться под объективные реалии: цифровизация всех процессов, повышение конкуренции на рынке образовательных услуг, появление новых профессий, быстрая смена требуемых компетенций и так далее.
А еще есть существенная разница между поколениями студентов (еще не поняли, как учить миллениалов, а уже подрастает поколение зуммеров), и все больше они отличаются от преподавателей, средний возраст которых — 50+. Это тоже серьезная проблема, которую нужно решить педагогической науке.