Дитя порока и король эпатажа — именно таким Борис Моисеев был на сцене на протяжении многих лет. Он запросто мог облачиться в юбку или появиться на публике с ярким макияжем — кажется, что для исполнителя хита «Голубая луна» не было ничего запретного. Свои шоу-спектакли певец, танцор и балетмейстер называл соответствующе. Пожалуй, одна из самых известных его постановок — «Падший ангел». Однако со временем Моисеев стал открещиваться от созданного им образа, а в 2018 году и вовсе заявил, что ему стыдно за «вещи, которые он творил в молодости». Вспоминаем непростой путь артиста.
Он родился 4 марта 1954 года в Могилеве в женской исправительной колонии — мать Моисеева (настоящая фамилия — Мойсес — прим. Woman.ru) была политзаключенной. Отца у мальчика не было. Борис рос слабым и часто болел. Чтобы хоть как-то укрепить здоровье ребенка, мать отдала его в танцевальный кружок — и Боря сразу понял, что это его. Мальчик много занимался и обожал устраивать домашние концерты для соседей, а окончив школу, отправился в Минск, чтобы поступить в училище. Борис преуспевал в учебе, но куда больше его интересовали не классические танцы, а эстрадные. Поработав в Харьковском театре оперы и балета, танцор перебрался в литовский Каунас, где занял должность главного балетмейстера оркестра «Тринитас», однако ему хотелось большего. Три года спустя он создал танцевальное трио «Экспрессия», в котором, кроме него самого, участвовали две девушки.
Трио заметила сама Примадонна — и пригласила на подтанцовку. Вместе они ездили в Чернобыль и снялись в фильме «Пришла и говорю», но в конце 1980-х Борис Моисеев и его «Экспрессия» вышли из-под крыла Аллы Борисовны и отправились в самостоятельное плавание.
Америка, Италия и Франция — они путешествовали по всему миру, а в какой-то момент артист решил запеть. Надо понимать, что Моисеев никогда не обладал выдающимися вокальными данными, он всегда делал акцент на шоу и артистизме. И именно благодаря этому успех был колоссальным. Однако в начале 1990-х дела пошли на спад.
«Заграница принесла мне не только удачу, но и потери. Люди бросали мой коллектив и оставались там. — вспоминал потом артист. — После одной такой поездки, в 91 году, я вернулся в Москву с диким скандалом, практически один. И начал все сначала».
В тот момент он решился на смелый шаг и совершил каминг-аут — одним из первых в стране.
«Все 18 лет в моем коллективе были только женщины, и мне образ женщины, переданный через мужскую пластику, стал настолько близок, что я сам стал женщиной… Я люблю богатую публику, богатых мужчин», — заявил Моисеев в интервью газете
Правда, позже он говорил, что то была осознанная провокация. Так это или нет — наверное, навсегда останется тайной. Со временем образ Моисеева становился все более мифологизированным. Однако ясно одно: артист принял самое активное участие в сексуальной революции 1990-х, когда то, что было запрещено в СССР, вдруг обрело популярность.
Юбки, перья, стразы и яркий макияж — все это стало неотъемлемой частью сценического образа Бориса Моисеева. В 1993 году артист, будучи густо накрашенным, с накладными ресницами, с крестом на шее и в платье, расшитом пайетками, исполнил песню «С нами Бог!». Ему подпевал хор маленьких мальчиков. На заднем фоне — висело гигантское распятие.
Через три года Борис Моисеев презентовал шоу-спектакль «Дитя порока» и продолжил провоцировать публику.
Я прокушу мочку твоего уха,
И слизну кровь,
И стон твой обожжет мои вены,
И возникнет любовь, и будет она чистой,
потому что грязной любви не бывает.
Это говорю я, Дитя Порока.
Такие строчки звучали в одноименной песне, а в какой-то момент артист поворачивался к залу и оголял пятую точку.
Но шло время — и в его репертуаре стали появляться лирические композиции. Казалось, что он нашел идеальный баланс между фирменным эпатажем и более традиционной эстрадой. В 2006-м вышла его совместная песня с Людмилой Гурченко «Петербург — Ленинград», которая звучала отовсюду.
Однако в 2010 году случилось страшное — Моисеев впервые перенес инсульт. У него возникли проблемы с речью, занемела левая рука и верхняя губа. Но ему все же удалось восстановиться, хотя, очевидно, что его взгляды на жизнь претерпели серьезные изменения. Через два года вышел альбом «Пастор. Лучший из мужчин». Название, обложка, некоторые тексты — все говорило о том, что Борис Михайлович решил обратиться к Богу. О чем он говорил в интервью.
«Я безумно стал верующим! Вера, православная вера помогла мне вернуться на сцену… Я стараюсь соответствовать этому образу жизни. Быть праведным», — откровенничал Моисеев.
Он все реже появляся на сцене. Но сумел в 2013 году выпустить совместную песню со Стасом Костюшкиным «Я бальник» — вновь позволив себе провокацию, которая все же была у него в крови.
В 2015-м артист пережил второй инсульт, после которого он по сути так и не восстановился. Последние годы он вел затворнический образ жизни и говорил, что он не артист, а пенсионер. За четыре года до смерти Борис Михайлович дал интервью порталу «Стар-Хит» — и поделился, что молится каждый день.
«Я поумнел. Стыдно за вещи, которые творил в молодости, стараясь эпатировать зрителя. Матерился, оголялся на сцене, выдавал себя не за того, кем являюсь, лишь бы обо мне говорили… Сегодня понимаю: это пустое, главное — вера в Бога. Прошу прощения у всех, кого обидел своим поведением!».
Фото: PhotoXPress.ru, Legion-Media, Persona Stars, соцсети