Мария Солодар — известный российский предприниматель, продюсер, инвестор, автор книг по бизнесу и маркетингу и настоящий эксперт в сфере EdTech. Уже более 10 лет создает и продвигает успешные проекты в сети. А за блогом девушки в Instagram сегодня следит более 3 млн человек.
Мы поговорили с Марией, и она рассказала нам свою историю успеха: с чего все началось, какие трудности пришлось преодолеть на пути к первым миллионам, как пришла идея обучать людей бизнес-процессам в digital и что вдохновляет и мотивирует ее сегодня.
Семья и первые цели
Я выросла в обычной семье, мои родители работали учителями. До 15 лет думала, что и сама стану преподавателем в школе или университете. О бизнесе мыслей тогда еще не было — в 90-е его процессы были выстроены иначе, чем в современном мире и вызывали лишь негативные ассоциации. Это сейчас есть позитивные примеры для подражания: Илон Маск, Марк Цукерберг, Стив Джобс, а в то время не на кого было равняться.
В гимназии, где я училась, очень уважали победителей городских и областных олимпиад. Тогда у меня появилась первая большая цель. После школы я каждый день корпела над научными работами, тратила на это все свободные часы, выходные, праздники. Как итог: вскоре моя комната была обклеена дипломами победительницы различных олимпиад. Чуть позже я даже поехала на передачу «Самый умный» с Тиной Канделаки. Все это помогло мне поступить в вуз на бюджет, но главной наградой стал усвоенный навык упорно и сконцентрировано трудиться ради победы.
Именно в то время я почувствовала удовольствие от честно заработанных денег (моя олимпиадная стипендия). Тогда же появилось большое желание зарабатывать.
После окончания школы я поступила на философский факультет Киевского национального университета Тараса Шевченко и училась на направлении «Политология». Все фундаментальные знания получены мной именно там: об обществе, человеческой психике, экономике и т.д. Также я самостоятельно изучала массовую психологию, интернет-коммуникации, ездила на международные научные конференции с докладами.
Первые шаги в бизнесе
Учась в университете, я все еще не мечтала о создании собственного бизнеса, однако уже делала в эту сторону первые шаги. Все началось с попадания в сферу рекламы. Я устроилась промоутером: вставала в 5:30 утра и ехала на работу на самую крайнюю станцию метро. Там научилась взаимодействовать с клиентами, делать холодные продажи, принимать отказы, осознала важность LTV и рекуррентных платежей. И главное — почувствовала себя частью системы, что помогло мне начать быстро продвигаться по карьерной лестнице.
В компании я доросла до супервайзера (а по ночам подрабатывала хостес), затем работала бренд-менеджером в другой организации. За это время появились знания о том, как устроен рынок рекламы и маркетинга, и по каким правилам он работает.
К 20 годам я уже начала работать на себя: генерировала трафик, создавала сайты, настраивала рекламу, проектировала воронки. Постепенно собрала команду из фрилансеров. Мы еще не позиционировали себя как компанию, просто распределяли между собой мои заказы.
Читайте также
Первый миллион
Свой первый миллион я заработала в 22-23 года. В 2014 году я познакомилась с Тимуром Тажетдиновым. Мы стали сотрудничать, продавая его YouTube-курс: я отвечала за маркетинг, воронки и команду, а Тимур — за продажи. Вскоре нам удалось стать одними из лидеров в этой нише.
Именно тогда мы с ним придумали и внедрили на рынок автоворонку продаж, которая оказалась гениальной стратегией для бизнеса — сегодня ее используют уже тысячи компаний. Она позволяет построить длительные отношения с пользователями, повысить средний чек, увеличить количество сделок, снизить затраты на рекламу и автоматизировать процессы в сети.
Это стало настоящим трендом. В настоящее время мои вебинары и курсы по этой теме прошли уже сотни тысяч человек. А книга «Воронка продаж в интернете. Инструмент автоматизации продаж и повышения среднего чека в бизнесе» попала в список лучших бизнес-изданий по версии Forbes.
А что сегодня?
В какой-то момент пришло понимание, что я имею огромный опыт о построении и устройстве бизнеса в сети и могу поделиться собственными знаниями с другими. Так мы с командой стали обучать менеджеров онлайн-продаж, интернет-маркетологов, копирайтеров и специалистов по автоворонкам.
Я в неформальном образовании уже более 10 лет. Наши курсы прошли почти 2 миллиона студентов, которые стали востребованными специалистами на рынке и устроились на работу в топовые компании страны.
В этом году мы запустили
Так мы вносим свой вклад в развитие корпоративной удаленной культуры в стране и трансформируем ее в новом направлении. В настоящее время идет расширение базы курсов: до конца года на ToDoo.ru появится 10 новых профессий. А в 2022 году планируем запустить международную платформу и выйти на англоязычный рынок.
Читайте также
О вдохновении и мотивации
В предпринимательстве вдохновение играет огромную роль, дает мощный толчок для развития и генерации новых идей.
Меня, например, очень «заряжают» поездки за границу. Я стараюсь придерживаться тенденции Lifelong Learning и постоянно прокачивать себя и свои навыки, поэтому за последние годы успела пройти обучающие программы в Стэнфорде, Сингапуре и Малайзии.
Главное, что я получаю во время этих поездок — мощную мотивацию. Там совершенно другие масштабы и качество проектов. Глядя на них, можно многому научиться, поверить в себя и сделать на нашем рынке продукт, который будет не хуже, а то и лучше, чем в других странах. Поэтому я каждый день использую знания, полученные на Западе, в работе — это помогает всегда оставаться впереди конкурентов.