– Лет в 13 – 14 я вышел на сцену, как говорили, погорелого театра во Дворце пионеров. В драматическом кружке я играл главную роль в пьесе Оскара Уайльда «Звездный мальчик». После меня стали приглашать, хотя и редко, на телевидение в детские, пионерские передачи. Тогда их заранее не записывали, и они шли в прямом эфире. Было интересно, но я очень нервничал, учил роли от начала до конца. А после 7-го или 8-го класса пошел в математическую школу. Тогда было модно разделение на физиков и лириков. Я хотел стать или физиком, или математиком, что считалось очень престижным. Но и лирика мне не чужда. Тогда все писали стихи. Я тоже – про любовь, молодость, грусть. Мы же любим грустить в 14 – 15 лет, например, из-за того, что девушка, которая нравилась, не так посмотрела. И все – жизнь заканчивается. Конечно, ничего из написанного не сохранилось.
– Конечно. Ее звали Наташа Канцарина. Мне было тогда лет десять. Я пригласил ее в кино, потом провожал домой. Мы учились вместе, в одном классе, но с тех пор больше не виделись, и я не знаю, как сложилась ее судьба. Наше свидание произошло где-то в четвертом классе, в начальной школе, потом я перешел в другую, математическую.
– Тогда популярность передач исчислялась мешками с письмами. Это были такие синие, почтовые мешки, мне раз в два месяца приносили по 5 – 6 мешков! Некоторые послания были адресованы лично мне. И смешные, и грустные, и многим я помогал в силу своих возможностей. Просили, в основном, не денег, которых у меня и не было. Большинство вопросов касались здоровья. Просили устроить их на прием к врачу, и я шел и хлопотал, потом писал ответ. И люди приезжали, проходили обследование, лечились. Потом благодарили. Тогда это было проще сделать, чем сейчас, в нашей актерской братии присутствовали взаимовыручка, поддержка.
– Очень редко – вся переписка через телефон. Но иногда заезжаю к друзьям и, если не застаю их на месте, то вместо того, чтобы звонить, оставляю им записку от руки. Последний раз написал Никите Михалкову, что надеюсь увидеть его. Просто, чтобы пообщаться. Иногда пишу супруге. У нас с ней разные расписания. Я сова, читаю допоздна книги, а она ложится раньше и встает тоже рано. Так что я напоминаю ей о каких-то делах и всегда заканчиваю: «Целую». Кладу на столик, где она его непременно увидит. Она сохраняет те мои послания, которые не касаются бытовых просьб.
– Они были военнослужащими: папа – полковником, мама – капитаном. Водили меня в спортивные кружки, секции, но никак не влияли на мое решение. Я жил в атмосфере любви и обожания. Они не запрещали мне ходить в секцию самбо или плавания, и так же относились к моим увлечениям драматическим искусством, музыкой, пением. Поддерживали и помогали. Но к моему решению поступить в театральный отнеслись без энтузиазма. Тогда я обещал им, что если провалюсб, то пойду в физико-математический вуз. Но поступил с первого раза, и вопрос был снят.
– Конечно, мне очень приятно, что все они меня помнят и говорят про те годы как про одни из лучших в жизни. Сережа Лазарев, Ани Лорак, Валерия часто приглашают меня на свои выступления, а я приглашу их на свой юбилей. Когда Сережа Лазарев заканчивал школу и уже был победителем шоу «Утренняя звезда», он попросил меня помочь ему подготовиться к поступлению – поработать со стихами, отрывками из произведений. Мы позанимались, он даже что-то поменял в репертуаре, который собирался показать. Я очень обрадовался, когда он поступил. И еще больше обрадовался, когда он пригласил меня на свой первый спектакль в Театре имени Пушкина, где до этого служил я и где он сыграл свою первую роль Ромео в «Ромео и Джульетте».
– Мы как-то гуляли с товарищем, и я еще тогда обратил внимание на его очень симпатичную сестру. Потом мы репетировали дома, а она помогала нам, уже взрослым артистам. Тогда и не думал ухаживать. Прошло лет пять, мы случайно встретились в троллейбусе. Конечно, узнали друг друга. Она рассказала, что та первая встреча оказалась роковой. Я ей очень понравился, и она следила за моей судьбой. Начали общаться, оно переросло в отношения и закончилось браком.
– Конечно, «Утренняя звезда» для меня – передача номер один. Я ею горжусь, потому что все от начала и до конца придумал и делал я. Был автором, продюсером, режиссером. Но до этого случилась «Утренняя почта», которая дала мне очень многое и без которой не было бы «Утренней звезды». Так что эти передачи стоят для меня на самом верху, а дальше идут те, которые вы перечислили и которые мне все дороги. Фестивали песни в Юрмале, все передачи в Швеции («Утренняя почта» гостила там у программы «Лестница Якоба»), где я познакомился со звездами мировой сцены – Рой Стюарт, группа «АББА». Я заметил, что чем выше человек стоит в иерархии таланта, узнаваемости, тем он проще в жизни, тем легче с ним общаться. Рой приехал на съемки в Швецию очень злой, сразу после развода. Мы с ним быстро сошлись, он бывший футболист, сразу показал мне пару финтов. То же самое и с группой «АББА» и мировой звездой Бенни Андерсоном. Кстати, мы обязаны Алле Пугачевой за то, что состоялась такая совместная советско-шведская программа. У нее были гастроли в Швеции, где ее прекрасно принимали. Это единственная страна, где я видел, чтобы автографы у нее брали коренные жители.
– С Марчелло Мастроянни. Он снимался у Михалкова в фильме «Очи черные». Съемки проходили в Ленинграде, и в паузах между ними Никита попросил меня, чтобы я погулял с Мастроянни. Так мы познакомились и разговорились. Как-то мы идем по пустой набережной канала и нам навстречу выбегают подростки, которые просят автограф у меня, Юрия Николаева, а не у стоящей рядом звезды мирового масштаба. Я даю им эти автографы, и мы идем дальше. Марчелло понял, что мне неприятно – такого человека не узнали, и успокаивал: не переживай, это другое поколение, они не смотрят кино, они смотрят телевизор.
– Как-то снимали ночью песню Валерия Леонтьева «Куда уехал цирк» для «Утренней почты» в Южном порту на берегу Москвы-реки и взяли туда медведя. И вот во время перерыва я достаю термос с чаем, наливаю в эмалированную кружку и вижу, что медведь встает и идет на меня. Я кричу дрессировщикам, а они меня успокаивают… Единственное, что успел сделать, это спрыгнуть на подножку «Нивы». И он как шел на меня, так сначала уперся в большое колесо, а потом оказался под машиной. Ощущения были не из приятных.
— Я постараюсь молчать. Конечно, скажу о своем отношении к друзьям, с которыми прошагал эти десятилетия и на сцене, и на телеэкране, и к тем, кого я помню, когда им было 8−9 лет – Пелагее, Юлии Началовой. Все они приготовили и оригинальные номера, и свои шлягеры. Будут очень интересные дуэты: молодежи и мэтров, а некоторые исполнители выступят со своими детьми. Может, и я спою. Хотя не так прекрасно, как они. За время работы на телевидении я записал 7−8 песен, но сам никогда не представлял себя вокалистом. Считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Юрий Антонов, Вячеслав Добрынин, Лев Лещенко, Григорий Лепс, Ваенга, Игорь Николаев – я пригласил тех, с кем я много работал и с кем меня связывает настоящая дружба.