После успешных выходов на экраны таких лент, как «12 стульев», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», Леонида Гайдая прозвали королем кинокомедий. А Госкино потребовало от режиссера новых шедевров.
— Сначала Леонид Иович хотел экранизировать роман Булгакова «Бег», – рассказывает кинокритик Людмила Бахтина. — Несмотря на то что тогда пьесы писателя активно шли в театрах, начальство воспротивилось. Он считался антисоветским автором, ведь в своем роде высмеивал советскую власть. Гайдай не сдавался. Судьба сама подсказала ему, над чем нужно работать. Однажды на каких-то посиделках племянница Натальи Крачковской Нина обратилась к режиссеру, мол, почему он до сих пор не снял «Иван Васильевич меняет профессию». Ведь на тот момент пьеса ставилась на многих площадках. Он посмотрел постановку на сцене Театра киноактера и загорелся желанием. Вместе с выдающимся драматургом Владленом Бахновым («12 стульев», «Не может быть») написал сценарий и отправил в Комитет кинематографии.
Банки, провода и мигалки для машины времени
— Проект был одобрен, – продолжает Бахтина. — Правда, запретили снимать исторические сцены в Кремле. Они должны прежде всего приобрести условный характер и выглядеть как фантазии изобретателя машины времени. Гайдай дал задание проектному институту, чтобы они сделали аппарат. Однако их махина абсолютно не подходила для съемок, так как не поместилась бы в квартире Шурика. Времени оставалось совсем немного, и нужно было немедленно приступать к работе, поэтому обратились к художнику и мастеру резьбы по деревуВячеславу Почечуеву.— Вячеслав Валентинович был скульптором от бога, – рассказывает его друг, реквизитор Андрей Владимиров. — Он работал на «Мосфильме», сооружал наисложнейшие декорации. Гениально резал по дереву, которое оживало в его руках. Помню, в то время Почечуев работал над сказкой Александра Птушко «Руслан и Людмила» в соседнем павильоне. Когда его пригласили на встречу с Гайдаем, то он встрепенулся. Вдохновившись фильмом Леонида Иовича «Самогонщики», за два дня создал эскиз, похожий на самогонный аппарат. Буквально всем миром собирали машину из того, что было: банки, провода, мигалки… Почечуеву выписали премию в размере 40 рублей. Он был невероятно счастлив и вспоминал эту историю до последних дней.
К сожалению, машина времени не сохранилась в первозданном виде. Однако ее фрагменты находятся на «Мосфильме» в комплексе сценическо-постановочных средств.
Для роли царя отрезал клок волос
В роли управдома Бунши и Ивана Грозного режиссер виделЮрия Никулина.— Однажды в журнале «Наука и жизнь» наткнулась на восстановленный портрет Ивана Грозного. Сказала супругу, что это вылитый Никулин, – признается вдова Гайдая, 87-летняя Нина Гребешкова. — Когда он принес Юре написанный сценарий, тот отказался. Гайдай был удивлен, ведь такая роль – подарок судьбы и все-таки пьеса Булгакова. На что Никулин сказал: «Вот именно что Булгаков. Не хочу сниматься целый год, чтобы потом фильм так и остался лежать на полке». Правда, когда уже увидел картину на экране, то пожалел.
После отказа Никулина на главные роли претендовали Евгений Лебедев, Георгий Вицин, Евгений Евстигнеев.— Кстати, пробы последнего были бесподобны, – утверждает Бахтина. — Гайдай обрадовался, что наконец-то нашел актера, но не тут-то было. Он не нарочно обидел его. Видимо, артист не был хорошо знаком со сценарием. Когда режиссер подсказал ему реплику: «У меня такое ощущение, когда вы говорите, что вы бредите», Евстигнеев подумал, что это было сказано по отношению к нему. Обиделся и ушел из картины. Затем предложили попробоваться Юрию Яковлеву. В 80-х он был ведущим актером Театра Вахтангова. После фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» его прозвали самым красивым мужчиной экрана. Но именно участие в комедии Гайдая стало его звездным часом. На пробах Юрий Васильевич так волновался, что у него даже иногда трясся подбородок и выбивался клок волос из-под шапки. В очередной раз поправляя шапку, артист не выдержал и отрезал его. Когда актера спросили,как будет дальше сниматься, то ответил: «Сделаю все, лишь бы взяли».
И Наталья Крачковская была готова на все, чтобы сняться у Гайдая. Сцена, где актриса снимала рыжий парик, а под ним она оказывалась с короткими волосами, оказалась мучительной. Первый парик был очень неудобным: на детскую резиновую плавательную шапочку были наклеены короткие волосы. Крачковская сетовала на тесный грим и даже была готова распрощаться со своими длинными волосами!
Собака хорошего человека не укусит
На роль вора-домушника Жоржа Милославского претендовали много знаменитых актеров: Анатолий Кузнецов, Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков, Андрей Миронов, Вячеслав Невинный. Но никто из них не устроил режиссера. Скромный Леонид Куравлев сумел убедить Гайдая, что сможет сыграть пройдоху.
Советскому человеку в 80-е было невероятно сложно достать вещи из-за границы. Однако зубному врачу Антону Шпаку это все-таки удалось. Его сыграл Владимир Этуш.— Помните эпизод, где актер сидит рядом с собакой и ей жалуется? — комментирует Людмила Бахтина. — Если внимательно присмотреться, то Этуш одной ногой ее слегка подпирал, чтобы она к нему не приближалась. Актер вообще опасался собак. На съемках ему пришлось перебороть себя. Гайдай очень хотел эту сцену именно с овчаркой. Когда приходил к Никулину, то играл с его цирковой собакой. Артист просил режиссера быть с ней осторожнее, ведь она его однажды укусила. Суть в том, что Никулин боялся животного, и оно подсознательно это чувствовало. Гайдай же вел себя смело. Потом в шутку сказал: «Собака никогда не укусит хорошего человека». После чего это фраза стала крылатой среди знакомых.
Мало кто знает, что Владимира Этуша после выхода фильма по-настоящему обокрали. Как-то он рассказывал, что, когда находился в Геленджике на съемках, ему позвонили из милиции и сообщили эту новость. Когда он спросил: что пропало, то голос в трубке начал говорить его же киношную фразу: «Куртка замшевая, три магнитофона…» Журналисты предложили Этушу обратиться с экрана к жуликам, чтобы они вернули похищенное. После чего ему через несколько дней под дверь подложили украденное. Было одновременно и грустно, и смешно.
Черная кошка – примета удачи
— Почти во всех картинах Гайдая присутствует черная кошка, – говорит Бахтина. — Он верил, что они приносят удачу. Правда, с хвостатыми приходилось нелегко, потому что они его не слушались. Как только начинали снимать, кошка пугалась съемочной команды и убегала. Поэтому ассистенты режиссера приносили на площадку по две-три кошки.
— При жизни Лени у нас была собака Ричи, которую он очень любил, – добавляет Нина Гребешкова. — Кота мы не рисковали заводить, так как он с собакой не ужился бы. Только сейчас позволила себе двух кошек.