Клеопатра
Известно, что женщины — народ дотошный, въедливый и всегда докопаются до истины. Салли Энн Эштон, египтолог из Кембриджа, не была исключением. Она бросила вызов истории, напрочь отбросив мифы и легенды о Клеопатре — царице Египта. С помощью компьютерных исследований и анализа уцелевших монет с изображением роковой правительницы, репродукции барельефов храма в городе Дендера она неожиданно пришла к нелестному выводу. Оказывается, воспетая придворными поэтами царица, совсем не красавица! Наука позволила воспроизвести ее настоящий образ. И вот он какой. Полноватая, даже коренастая, небольшого росточка, с крупным носом и тонкими губами — где тот идеал женского совершенства, о котором все так долго говорили? Но не спешите хоронить легенду и язвить по этому поводу. Прислушаемся к словам великого греческого историка Плутарха, человека мудрого и одаренного многими талантами. «Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной… однако беседовала она с неотразимым очарованием. С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой — ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках, в высшей степени покоряли окружающих. Голос ее звучал нежно», — писал он в своих трудах, давая ей исчерпывающую характеристику. Умная, образованная, знающая несколько языков, прекрасно разбирающаяся в политике и стратегии войны, невероятно сексуальная — разве этого мало, чтобы прославленный Юлий Цезарь покорился ее чарам и до конца жизни страстно любил египетскую царицу?
Образ Клеопатры стал благодатным материалом для писателей и особенно мастеров кино. И не всегда им сопутствовала удача. К примеру, звезда «Унесенных ветром» Вивьен Ли сыграла египетскую царицу не столь убедительно, как ожидалось. Она была красива, картинно величественна, но явно не вписывалась в образ коварной и умной правительницы. Понятно, что фильм «Цезарь и Клеопатра» с участием Вивьен Ли не вошел в число лучших в ее творческой карьере. Бернард Шоу, по чьей пьесе была снята картина, воскликнул в сердцах: «Она совершенно не подходит!» Гораздо меньше претензий было к Софи Лорен. Она сыграла образ египетской царицы в комедии «Две ночи с Клеопатрой», в которой, разумеется, не требовалось драматического таланта. И нам теперь несколько забавно представить высокую сочную итальянку рядом с настоящей маленькой Клеопатрой, не обладающей такими соблазнительными формами, как у Софи. То же самое можно сказать и о Монике Беллуччи, которая примерила на себя образ знаменитой египтянки во французском комедийном фильме «Астерикс и Обелиск: Миссия «Клеопатра». Зато Элизабет Тейлор, можно сказать, вытянула счастливый билет. Фильм «Клеопатра» принес ей мировую славу. И было за что. Казалось, что на экране любит, страдает, плетет интриги настоящая Клеопатра — египетская царица, чей нетленный образ вновь воскрес. Элизабет была великолепна, и все было при ней: яркая, неземная красота, сильный, поистине царский характер, который чувствовался в каждом ее движении.
Елена Троянская
Елена Троянская, женщина неописуемой красоты, которая привела два государства к кровопролитной войне (так, по крайней мере, считали древние греки), возможно, не существовала в реальной жизни. Правда, до сих пор историки и археологи ведут на эту тему ожесточенные споры. И ссылаясь на Гомера, автора «Илиады» и «Одиссеи», раскопки Генриха Шлимана, задаются вопросом: если Троя была, о чем свидетельствуют найденные руины города, то должны быть и следы существования красавицы Елены? Но никаких изображений ее на монетах, бюстах и барельефах нет. Елена по-прежнему остается для нас прекрасной незнакомкой, воспетой лишь в древнегреческих мифах и легендах. Зато современные режиссеры очень благодарны истории страстной пламенной любви Елены и Париса. Они-то уж дали волю своей творческой фантазии, в художественной форме воссоздав события давних-давних лет. Если верить мифам, Елена была дочерью Зевса и, естественно, своей красотой затмила всех земных женщин.
Режиссер фильма «Троя» Вольфганг Петерсен еще до съемок долго ломал голову, кого же из известных актрис впихнуть в образ прекрасной богини, белокожей, с роскошными русыми волосами до плеч. И не нашел ничего лучшего, как пригласить в картину немецкую модель Диану Крюгер. В своем выборе режиссер не ошибся: неизвестная ранее актриса справилась с ролью и выглядела на экране очень сексапильно. Но ей пришлось немного набрать вес: античные статуи богинь обычно имеют округлые формы тела. А вот американский сериал «Елена Троянская» принес Сиенне Гиллори определенную известность, именно с этого фильма началась ее успешная карьера. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но образ холодной роковой красотки, который был ранее присущ Сиенне, все-таки был здесь не к месту.
Елизавета I
Елизавета I, королева-дева, долгое время считалась иконой стиля в Средневековье. Придворные живописцы донесли до нас образ строгой и надменной красавицы, в которой не найти даже мелкого изъяна. Мастера кисти постарались на славу, не зная, что современный коллега, британский художник Мэтт Коллишоу с помощью созданной арт-инсталляции спроецировал альтернативный образ Елизаветы. И все пришли в ужас от настоящего лица королевы, испещренного оспинами, с волосками на щеках и запуганным взглядом. Последнее, видимо, было связано с тяжелым правлением.
Австралийская актриса Кейт Бланшетт дважды блестяще сыграла роль английской королевы в фильмах «Елизавета» и «Золотой век». Даже бросив мимолетный взгляд на нее, можно было утвердительно сказать, что эта яркая, рыжеволосая красавица — настоящая правительница, властная и ослепительная. Соотечественнице Кейт актрисе Марго Робби также повезло. Она сыграла роль Елизаветы I в фильме «Мария — королева Шотландии». Только на сей раз сексапильная Марго предстала в образе рябой женщины с горбатым носом. Ничего не поделаешь, творческое перевоплощение требует жертв.
Мария-Антуанетта
Королева Мария-Антуанетта, которая попала под безжалостные жернова французской революции, была невероятно привлекательна, остроумна и любила праздную жизнь. Ее томную красоту не испортили даже четыре беременности. Королева с соблазнительными формами тела проводила все время в балах и удовольствиях, была всегда окружена мужским вниманием.
В фильме Софии Копполы «Мария-Антуанетта» ничего подобного мы не увидели. Роль французской королевы не очень-то удачно исполнила худышка Кирстен Данст, пытающаяся придать своему личику выражение философского раздумья.
Нефертити
Величественная и спокойная красота царицы Египта Нефертити, увековеченная в камне, до сих пор является символом женственности и обаяния. Ученые, далекие от наших романтических представлений, не раз пытались показать настоящее, без прикрас, лицо этой необычной женщины. Британские исследователи, к примеру, неожиданно обнаружили, что Нефертити была светлокожей. Среди научного сообщества тут же поднялся невероятный шум.
Голливудская актриса Джинн Крей, сыгравшая образ египетской царицы в фильме «Нефертити, королева Нила», мало походила на красавицу из далекого прошлого. Милое европейское лицо Джин, ее полноватая, не лишенная прелести фигура были симпатичны зрителю. Но не более.
Екатерина Великая
Екатерина Великая, немка с русской душой, считалась одной из красивейших женщин Европы. Портреты императрицы, дошедшие до наших дней, вроде бы подтверждают это мнение. Хотя при дворе было хорошо известно, что Екатерина II не жаловала тех живописцев, которые допускали мелкие ошибки. Скажем, не успевали вовремя замазать краской морщинку на ее художественном образе. В реальной жизни она была, по воспоминаниям современником, полной женщиной небольшого роста, с орлиным носом, с живым пытливым взглядом синих глаз. До самой старости она сохранила густые каштановые волосы.
Портретное сходство с молоденькой немкой Софией Августой, будущей Екатериной Великой, сыграло решающую роль для российской актрисы Марины Александровой. В сериале «Екатерина» она сыграла образ молодой императрицы. Юлии Снигирь досталась роль Екатерины Алексеевны, великой княгини и будущей императрицы, в историческом сериале «Великая». Надо отметить, что в чем-то она внешне также похожа на русскую царицу, описание которой можно встретить в исторических документах.