В России чертовски мало евреев — чуть больше одного процента.
Зато разговоров о них у нас на родине всегда было в изобилии — такая вот историческая особенность. Крохотная горстка представителей избранного народа создает ощущение культурного заполонения.
Подобный парадокс и приводит некоторых наших соотечественников к заблуждению в духе «Кругом одни евреи!».
Я сама «из этих». Поэтому евреи всю жизнь представали передо мной не в образе сказочных носачей, которые захватили мир. А в образе моих — вполне материальных — родителей. В масонскую ложу мой батюшка не входил.
А злостные амбиции по захвату мира у моей мамочки появлялись только в период тяжелого ПМС.
С 14 лет я каждую субботу стала посещать синагогу. И нет, не для того, чтобы помолиться — такое я могу провернуть разве что в качестве театрального представления. Я ходила в синагогу, чтобы читать Тору и произведения иудейских богословов.
Спустя несколько лет беспробудных развлечений с Талмудом я поняла: бесконечно жаль, что евреи повлияли на мир не так радикально, как о них говорят.
Многие идеи из иудейской философии так и остались томиться в стенах синагоги. Хотя было бы круто, если бы кошерным наследием пользовался весь мир.
Особенно многие еврейские концепции пришлись бы впору нам, детям западной цивилизации. Нам, застрявшим между противоречивыми желанием шутить про глупых блондинок и стремиться к радужному равенству.
Вот несколько иудейских тезисов об отношениях между мужчиной и женщиной, которые опередили время на пару тысяч лет.
Женщина ближе к Богу, чем мужчина
В христианской философии, колыбели западного мира, женщина была объявлена человеком довольно поздно. Это произошло в VI веке, на соборе богословов во французском городе Маконе.
В иудейской философии осознание человеческого статуса женщины было решено гораздо раньше. Когда многие христианские теологи пытались объяснить низкий статус женщины ее происхождением «из ребра Адама», раввины смеялись им в ответ.
Ведь они знали, что корректный перевод с библейского иврита указывает: женщина создана не из ребра, а из бока. Богословы трактуют это так: раз женщина вышла из бока, то ей следует идти с мужчиной «бок о бок», то есть наравне. Весьма прогрессивно, не так ли?
Однако простого статуса равенства гендеров евреям оказалось недостаточно. В Талмуде написано:
Дал Г-сподь Б-г Благословенный женщине разум больше, чем мужчине.
Раввины в своих проповедях любят иллюстрировать эту идею, вспоминая скитания с Моисеем по пустыне. Когда Моисей ушел за скрижалями, многие евреи сошли с истинного пути: установили идолов и стали поклоняться золотому Тельцу.
Однако вот занятно: среди этих безумцев не было ни одной женщины.
Несложно сделать характерный для еврейской философии вывод: женщина по природе своей ближе к божественному идеалу.
Женщина — мать революции
Кстати, также среди трактователей Талмуда ходит мнение, что пророческая роль прародительниц иудаизма — Сары, Рахиль, Ревекки — серьезнее роли знаменитых патриархов: Авраама и Исаака.
Кроме того, трактователи Торы часто связывали роль библейских женщин с разрушением жестоких и неудобных устоев. Женщины в Ветхом завете — творительницы рев.
Так что, знаете ли, первые феминистки — это не суфражистки из конца XIX века. Первые феминистки — еврейские женщины, жившие до нашей эры.
Мужская ответственность — это привилегия
Сторонники представлений о том, что евреи пьют кровь младенцев, часто говорят:
Как же иудаизм может быть прогрессивным, если мужчины-евреи регулярно благодарят Бога за то, что он не сделал их женщиной?
Действительно, кошерные мужчины регулярно возносят хвалы Господу за то, что не родились в женском теле. Однако с идеей девичьей неполноценности это никак не связано. Все с точностью наоборот.
Поскольку женщина признана иудейским богословием более духовно совершенной, она освобождена от значительной части религиозных обязанностей.
Дамам не обязательно приходить в синагогу в шаббат, не нужно носить кипу и делать львиную долю прочей еврейской рутины.
Тем не менее для еврея лишняя ответственность — это благословение, а не проклятие.
Представьте, как бы было симпатично, если бы этой точки зрения придерживались не только религиозные евреи, но и ваш бывший раздолбай-бойфренд.
Мол, прошу, дорогая, дай мне еще больше ответственности! Я за это каждый день буду говорить тебе спасибо…
Правила — залог счастливых отношений
У еврейской богословской традиции есть особенность: многие дополнительные смыслы в священных текстах появляются из-за трактования по буквам.
Так, в еврейском слове «муж» содержится одна буква, которая олицетворяет мужское начало в имени Всевышнего. В свою очередь, в еврейском слове «жена» есть символ, который олицетворяет женское начало в имени Бога. Остальные буквы, которые есть в словах «муж» и «жена» на иврите складываются в слово «огонь».
И что это вообще значит? — спросите вы.
Разгадка этого библейского ребуса проста. Когда муж и жена живут по законам Торы, их любовь направляет божественный порядок. Но если они нарушают заповеди — остается только огонь, который сжигает их.
Распоряжайся своим либидо с умом
В отличие от христианства, иудаизм далек от идеалов сексуальной аскезы. Радости секса между супругами воспринимаются кошерными богословами как подарок, от которого грех отказываться. Тем не менее секс рассматривается евреями не как простой акт успокоение зова плоти, а как познание женского образа божественной благодати — «шхина».
Осмысленное отношение к сексу — прекрасная таблетка от телесных скуки и пресыщения.
Миллениалам и зумерам, которые стремительно теряют интерес к сексу из-за засилья беспорядочных половых связей, эта идея пошла бы на пользу.
Роль женщины — объединение семьи
Западные феминистки в 50-е годы ХХ века только начали говорить о том, что женский эмоциональный вклад в семью никто не ценит. Тем временем иудейские теологи предупредили этот кризис в своих общинах загодя. Они ценят душевный ресурс матерей и жен уже несколько тысяч лет.
Именно благодаря качествам, которые делают женщин оптимальными хранительницами очага, в иудаизме они и признаются более духовно совершенными существами.
А в качестве символического подтверждения за еврейками закреплена миссия приготовления «халы» — традиционного кошерного блюда. Соединение муки и соли олицетворяют главную функцию женщины — эмоциональное объединение членов семьи.